Московский фотограф архитектуры: "Казанцы должны смотреть на город глазами инопланетянина"

Вчера на «Ночи музеев» в с «Смене» архитектурный фотограф Юрий Пальмин представил казанцам сразу две своих выставки – «Северное Чертаново» и «ВДНХ». ProKazan.ru пообщался с известным фотографом и узнал, почему важно чувствовать себя в родном городе «не дома» и что будет, если общество начнет тошнить от обилия фотографов.

На ваших фотографиях нет ни людей, ни движения. Как вам удается привлечь внимание к своим снимкам?

- В архитектурной фотографии присутствие человека в кадре - очень интересная и сложная тема. Иногда он присутствует, а иногда нет. Но его присутствие и неприсутствие очень важно. К примеру, на фотовыставке, представленной в «Смене», изображено Северное Чертаново. Если сейчас для нас это архитектура, которую интересно изучать, то раньше это было неким воспоминанием о сером советском прошлом. Я поселился рядом с Северным Чертаново и начал смотреть на этот объект, как на чистую архитектуру без примеси идеологии. Получилось, что когда я так на нее смотрю, мне нужно удалить оттуда всех людей.


- Северное Чертаново – это эксперимент по строительству города будущего. Все это было сделано для человека, но, когда я туда попал, то понял, что максимально рассказать об этом человеке можно только совсем убрав его из кадра. Поэтому фото у меня безлюдные. Для меня отсутствие человека здесь очень важно. Это как символ сверхчеловека, присутствующего нигде и везде.

Что касается привлечения внимания к картинке – так я этому учился, как архитектурный фотограф. Здесь нет тайн и секретов. Просто нужно самому быть очень внимательным к архитектуре.

Как вы относитесь к тому, что сейчас каждый третий считает себя фотографом?

- Раньше я снимал с форматной камерой и ставил себе задачу использовать все из пяти полученных снимков. Сейчас все изменилось к худшему для моей профессии и к лучшему для существования архитектуры. Все с фотоаппаратами и фотографирование архитектуры превращается из заказной рекламной деятельности к деятельности критической.

То есть люди начали думать, фотографируя что-либо? Но в Казани нет хороших школ по фотографии, но при этом множество фотостудий, где новичков обучают снимать «красивые» фото.

- Сначала должен возникнуть переизбыток. Грубо говоря, людей должно начать тошнить от фотографов. Нужно научиться критически относиться к фотографии, а для этого должно наступить перенасыщение. В Москве было тоже самое. Серьезные школы появились после перенасыщения этим ужасом.

Как вы оцениваете архитектуру Казани?

- Смотрите, напротив нас стоит старое здание, облицованное совершенно жутким керамогранитом. Это сталинский, очень культурный классицизм. Здесь есть все, включая пропорции окон, рустовку (декоративная обработка стены здания), которая механически воспроизведена в этом жутком керамограните. Но дом может рассказать множество историй. Именно на это и нужно обращать внимание.

К слову, коллега Юрия Александра Паперно высказалась о казанской архитектуре довольно точно.

- Казань мне кажется слишком отреставрированной. Мы как раз недавно обсуждали эту тему с Юрой Пальминым.

Как вам современная архитектура Казани?

- К новейшей архитектуре Казани у меня, конечно, отношение, эмм… Возьмем Дворец Земледельцев. Он для меня такой сон разума. Но это тоже интересно. Это есть. Нужно начать это осмыслять, понять, что привело к созданию подобного объекта. Его можно ненавидеть или дико любить. А можно относиться к нему менее эмоционально. Посмотреть взглядом инопланетянина. Он должен быть и у местного жителя. Нужно всегда чувствовать себя немножко не дома. Проанализировать, как это влияет и как соприкасается с городской тканью.

Это касается всей архитектуры. Возьмем Дом печати на Баумана. Это же замечательный образец конструктивизма. Архитектура манифеста, архитектура революции. Она доносила сообщения до местных жителей и генерировала их в виде газет и журналов. Теперь функция здания меняется. Меняется место, где оно стоит. Это место превращается среднестатистическую прогулочную коммерческую улицу. Изначальное сообщение здания теряется, а его форма остается. Для меня нет прямых ответов, хорошо это или плохо. Но если, к примеру, к Дому печати приложить максимум усилий и раскопать материал, который бы описал все периоды его существования, то это могло бы иметь смысл. Но не раньше, чем на него будет направлено массированное внимание человека, исследователя и общества.

Для справки:

Фотограф архитектуры. Юрий Пальмин начал профессиональную карьеру в 1989 году. Работает по заказам ведущих российских и зарубежных архитекторов. Сотрудничает с популярными и профессиональными изданиями, включая AD Magazine, Vogue, World Architecture (Англия), RIBA Journal (Англия), Icon Magazine (Англия и США), Domus (Италия), Abitare (Италия), Speech (Германия — Россия), «Проект Россия» и другие. Автор иллюстраций к книгам о современной и исторической российской архитектуре. Участвует в художественных проектах совместно с известными художниками Аленой Кирцовой, Александром Бродским, Владисловом Ефимовым, Сергеем Леонтьевым.