Воспоминания 80-летней Гильандам: работа в госпитале во время войны и воздушные тревоги

Гильандам Тухватуллина в этом году отмечает свой 80-ый юбилей. 70 лет назад она, так же, как и другие казанцы, праздновала Победу СССР над фашисткой Германией. Правда, перед этим ей пришлось пережить непростые для 10-летнего ребенка времена. Вместо того, чтобы учить математику, а в свободное время играть с друзьями во дворе, Гильандам ухаживала за ранеными солдатами в военном госпитале, при первых сигналах тревоги забегала в любой двор и падала на землю лицом в низ, а иногда, по просьбе взрослых, доставала вещи погибших солдат из покореженных танков, отправленных на ремонт в Казань.

На фото - Гильандам в 1944 году.

ProKazan.ru публикует воспоминания детей войны, которых с каждым годом становится все меньше и меньше.

"Во время воздушных тревог мы бежали в любой двор и падали лицом вниз на землю"

- 1 сентября 1942 года я пошла в школу № 52. Сейчас уже этого двухэтажного деревянного здания нет, снесли. Помню, сразу же после первого урока началась воздушная тревога. Гудел весь город — все заводы, фабрики. Особенно сильно гудело ТЭЦ № 1 — там было 7 больших труб. Это очень страшно.

На случаи тревоги всем детям было строг- настрого уговорено: где бы она нас не застала, мы должны были бежать в ближайший двор и ложиться на землю вниз лицом. В мои первые учебные дни тревога продолжалась сразу несколько дней — 1, 3 и 5 сентября. Мы прятались во дворе домов 4, 8, 12 и 18 по улице Вахитова-Сабанче. В городе гудело все — заводы, пароходы, машины, в ушах так и стоял этот гул. Мы долго не могли этого забыть.

Позже вместо занятий мы ходили в военный госпиталь в помещении техникума на улице Тукая, в Доме культуры мехкомбината. Кормили раненых солдат с ложечки, подшивали им заплатки, писали письма их родным и близким. Сейчас вот думаю, у меня наверно тогда столько ошибок в словах было...

На фото - 4 Б класс казанской школы № 52. Первая слева - сама Гильандам, она была в классе самой младшенькой. Девочка, которая стоит в верхнем ряду - Роза, соседка Гильандам. Единственная, с кем наша героиня сейчас поддерживает контакт.

"Мы, 8-12-летние дети ухаживали за ранеными солдатами и писали их родным письма"

На вопрос о том, что испытывает ребенок 8-12 лет, когда вместо игр ему приходится ухаживать за ранеными, Гильандам отвечает: Мы туда ходили как на экскурсии.
Сбиваясь, наша героиня продолжает: Нам сказали нужна помощь, ну мы маленькие пошли и начали помогать.

Сестра Гильандам училась вместе с ней в классе, а вот брат был постарше. На фронт его не отправили, вместо этого он помогал на ремонтной танковой базе, которая находилась прямо под окнами, где жила семья Тухватуллиных — на Вахитова, 36. Ребят засылали работать на базу, а девочек отправляли в госпиталь.

- Правда, иногда и нас просили лазить внутрь танка за вещами, которые не могли достать взрослые. Знаете, что я там один раз достала … (запинается, жмурится, а по щекам начинают скатываться слезы) человеческую ногу в сапоге... Это лишнее, не хочу об этом вспоминать! Тяжело и больно.

Мама во время войны обучала пленных делать валенки для советских солдат, а отец воевал в Краснодаре

Пытаясь отвлечь нашу героиню от ужасных воспоминаний, корреспондент спросил ее про родителей.

- Мама по 20 часов в день работала мастером на валяльно-войлочном комбинате. Туда привозили пленных немцев и она обучала их делать валенки, которые потом отправлялись на фронт.

А отцу в начале войны прислали повестку явиться в Казанское танковое училище, там он проучился три месяца, после чего его отправили на фронт младшим лейтенантом, командиром танкового взвода.

Помню было очень холодно, минус 42 градуса. Отец писал маме письма с фронта, в одном из них были такие слова: «елак булма, Фатыма, батыр бул!» (Не будь плаксой Фатима, будь мужественнее! - прим. Редакции). Еще я запомнила строки «...стреляют немцы сверху, а мы снизу».

Позже нам прислали похоронку, где говорилось: «Младший лейтенант, комзвода в бою за родину, верный воинской присяге, проявил геройство и мужество и был убит 20 декабря 1942 года и похоронен — Высота 576,1, Краснодарского края».

На фото - отец Гильандам Тухватуллин Гали Тухватович, командир танкового взвода. Подпись на оборотной стороне карточки: "1942 год. Жене и дочерям".

Когда закончилась война, маленькая Гильандам от радости забыла, что отец погиб на фронте

По словам Гильандам, несмотря на то, что многие воспоминания стираются из памяти, день, когда закончилась война она помнит прекрасно.

- В мае у нас был какой-то сбор и там нам объявили, что война закончилась. У моего папы как раз накануне приехал брат, они были очень похожи с отцом. Помню, я лично сказала тогда: мам, давай пойдем к папе!

На самом деле маленькая Гильандам просто отказывалась поверить, что ее отец погиб, сражаясь на фронте.