Как устроена Музейная регата: живописные гонки парусных яхт и немного истории Волги и Камы

В эти дни, с 9 по 12 июня, по инициативе Национального музея Республики Татарстан и Федерации парусного спорта проходит Музейная регата "Волга и Кама: Open History". Регата сочетает в себе спорт и культуру, романтику парусных регат и таинственность музейного мира. Благодаря ей татарстанцы могут познакомиться с историей великих рек.

Всех, кто захочет посмотреть событие, ждет насыщенная программа с посещением исторических и природных достопримечательностей и музеев, расположенных на берегах Волги. Подробная программа и способы приобретения билетов описаны на сайте Нацмузея.

- Регата проходит в третий раз и призвана привлечь внимание к истории региона, к традициям судостроения и яхтенного спорта. Событие особенно актуально в этом году, поскольку 2017 год объявлен Годом экологии в России и охраны Волги и прибрежных территорий.

В регате принимают участие спортсмены из Казани, Зеленодольска и Набережных Челнов - 21 яхта. Маршрут проходит по акватории реки Волги в направлении музея-заповедника "Остров—град Свияжск". Победитель получит приз (он держится в серкете) от министерства Промышленности и Торговли.

В течение каждого дня будет проходить определенный этап гонки. Первый этап гонки - "Казань" - "Печищи". Абсолютный чемпион будет определен по итогу 3-х дней.

Желающие могут понаблюдать за ходом гонок с вершины Печищинского геологического разреза, где открывается прекрасная панорама Волги. Кульминацией Музейной регаты станет Парад яхт, который пройдет в акватории Свияжска.

КАК ПРОХОДИТ ГОНКА

Перед стартом на первом участке "Казань"-"Печищи" все участники собрались в марине на пляже Локомотив.

- Регата – это не просто выход на воду яхт и движение к выбранной точке. Это целая процедура: необходимо установить стартовую линию, определить для всех участников, где будет финиш, указать какие знаки необходимо яхтам огибать и каким бортом. Старт гонкам дается против ветра, согласно приведенной схеме, где обозначены знаки (буи), которые надо огибать только с определенной стороны.

За 5 минут до сигнала "старт открыт" вешаются флаги стартовой процедуры, та яхта, которая пересечет старт раньше – будет оштрафована, остальные же устремятся по дистанции на финиш. Из-за того, что принимают участие яхты с разными характеристиками, совершенно не обязательно, что выиграет та, что будет первой под финишным знаком. То есть победить может и яхта, пришедшая последней. Просто у нее например, меньше размеры, меньшая парусность, и поэтому мы должны пересчитать условия и оценки для нее.

В составе судейской бригады должно быть минимум три судна: стартовое, обслуживающее и финишное. Мы следим за тем, чтобы не было фальш-старта, чтобы были соблюдены правила движения и принимаем финиш.

Мадина, капитан яхты "Чара", Зеленодольск

- Мы участвуем в регатах с 2007 года. Раньше принимали участие в Волжско-Камской и не пропустили ни одну регату! Занимали призовые места - 1 место в чемпионате РТ. Также все три года участвуем в музейной регате.

Длина яхты - 8,4 метра, в команде - 6 человек, и все девушки! Кроме нас, сегодня нет ни одной яхты с полностью "женским составом". Это очень сложное занятие, к которому готова не каждая.

Говорить о том, что мы как-то специально готовимся, сложно. В повседневной жизни в основном все выходы яхты - прогулочные. Мы учимся именно на гонках и соревнованиях.

Для того, чтобы стартовать, все яхты выплывают через узкое устье в широкую часть реки для раскрытия парусов. Раскрытие парусов требует время, и в это время яхте необходимо пространство, чтобы она могла развернуться против ветра.

Перед стартом яхты маневрируют вокруг мнимой точки отсчета.

- Сегодняшняя регата пройдет от Казани до Печищ. Следующий этап гонки - от села Печищи до Ключищ. И последний этап - от Ключищ до Свияжска. Сегодня самый короткий этап - около 5 морских миль (менее 10 км). Напомню, что гонка несет не только спортивный, но и исторический характер, поэтому здесь не важны расстояния.

Правила движения яхт похожи на ПДД. Приведу пару примеров:

- При узком судовом ходе (фарватере), как и на автомобиле, надо держаться правой стороны.

2. При любых сомнениях в том, кто и как должен уступить дорогу, обходите другую яхту за кормой, а не перед носом.

3. Судно, идущее под мотором, должно уступать дорогу судну, идущему под парусами.

4. Судно, идущее левым галсом (ветер дует с левой стороны), должно уступать дорогу судну, идущему правым галсом. Запомнить когда какой галс довольно просто – если ветер в правый борт (гик на левом борту), то галс правый, а если ветер в левый борт (гик на правом борту), то галс левый.

Первый этап гонки продлится 5 часов.

ФОТОГРАФИИ УЧАСТНИКОВ МУЗЕЙНОЙ РЕГАТЫ

Каждая яхта уникальна: от очень короткой до супердлинной. Есть яхты с черными или белыми парусами. Есть широкие яхты, напоминающие огромное животное. У некоторых яхт характерные для региона имена - "Идель" (в пер. с татарского Волга), "Бахетле" (Яхта сети гипермаркетов, в пер. с татарского счастье) , "Афалина" (в пер. с крымско-татаского дельфин).



Спортсмены не боятся управлять парусами в "почти горизонтальном состоянии".

Яхты маневрируют под напором ветра.

Яхтинг - благородный спорт. Каждая команда помогает соседней при неполадке и уступает места.

Судейское судно, с которого поднимают флаги, означающие 5-минутную готовность и старт.

Яхта "Бахетле".

По словам участников регаты, парусный спорт не имеет возрастных и финансовых ограничений. Для тех, кому интересен яхтинг, в Казани есть возможность изучить спорт на серьезном уровне. Так, например, на каждую гонку яхтсмены приглашают 2-3 человека - новичков в экипаж. Чтобы попасть на регату, надо заранее обращаться к организаторам. Расписание вывешивают на сайте комитета физической культуры и спорта, также календарь есть на входе в яхт-клуб "Локомотив". Навигация начинается в мае и заканчивается в конце сентября.

Также в Казани есть парусная школа Федерации парусного спорта РТ. Центр предлагает курсы подготовки капитанов и яхтенных рулевых. На выбор предоставляются три программы: "Яхтенный рулевой дневного плавания", "Яхтенный рулевой прибрежного плавания" и "Капитан прибрежного плавания". Так что, всем, кому интересен спорт, - ветра в паруса!