Наверх

Новости

АО «Издательство »Просвещение" обновит учебники для детей с ограниченными возможностями

Сегодня в России насчитывается более 2 млн детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции). Из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью.

При этом их число постоянно растёт. Так, в 1995 году в России насчитывалось 453,6 тыс. детей-инвалидов, к 2016 году их число достигло 617 тысяч человек. Согласно действующему в России с 1 сентября 2016 года Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), такие дети должны иметь равный доступ к качественному образованию, такому же как и их здоровые сверстники. Одним из важнейших условий обучения является обеспечение учеников специальными учебниками, а учителей учебно-методическими пособиями, помогающими работать с необычными детьми.

Программы по инклюзивному образованию распространены по всему миру. Об этом рассказала Денис Роза, директор РООИ «Перспектива»: «Во многих странах мира инклюзивное образование уже давно работает. В Канаде, Великобритании, Финляндии дети с инвалидностью, даже со сложными нарушениями, обучаются в общеобразовательных школах, а позже – получают высшее образование наравне со всеми. Но это процесс начался намного раньше, чем в России. К примеру, в США, уже с 1975 года действует закон - «Акт об образовании детей с ограниченными возможностями» (The Educationfor All Handicapped Children Act)».

В России АО «Издательство «Просвещение» заботится об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья,постоянноразрабатываяпособия для учеников с учетом их особых образовательных потребностей. В том числе - с нарушениями зрения, глухих и слабослышащих, детей с задержкой психического и интеллектуального развития и другими особенностями. В рамках своей стратегии до 2025 г. Издательство сформулировалоновую образовательную миссию: «Вдохновлять людей на обучение и развитие в течение всей жизни для достижения ими успеха и самореализации», поддерживающаяся базовыми ценностями, среди которых значатся такие как «быть образцом для других» и «строить доверительные отношения и нести социальную ответственность».

АО «Издательство «Просвещение» выпускает 90% всех российских специальных пособий: ежегодно 146 учебников для детей с ОВЗ, 11 учебников со шрифтом Брайля, 200 учебников для слабовидящих с 1 по 11 классы. Суммарный тираж учебников только для слабовидящих детей - 390 тысяч экземпляров.Все специальные учебники издательства «Просвещение» проходят научную, педагогическую и общественную экспертизу – как и учебники для обычных детей. Современный специальный учебник должен соответствовать всем требуемым нормам, прежде всего направленным на формирование жизненных компетенций у детей разных нозологических групп: глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с тяжелыми нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра, нарушениями интеллектуального развития и многих других.

«Важно, чтобы ребёнок контактировал со сверстниками, ходил в школу, учился общаться. Образовательные программы адаптируются для детей с ОВЗ. С каждым годом все больше детей с инвалидностью обучается в общеобразовательных школах. Мы знаем много таких примеров не только в Москве, но и во многих регионах России. Включение детей с ОВЗ в общеобразовательные школы, конечно, требует дополнительных ресурсов, а именно обучение и поддержку педагогов, создание доступной среды, написание индивидуальных программ обучения для таких учеников, расширение инструментария педагогов, учебные пособия в разных форматах для определенных категорий детей. Но даже существующие учебные пособия, совмещённые с работой в классе, оказываются намного эффективнее для развития детей с ОВЗ, чем домашнее образование или обучение в специальных учреждениях», - объяснила Денис Роза.

Огромный опыт издания специальной учебной литературы, привлечение выдающихся ученых-дефектологов и учителей-практиков, использование современных технологий предоставили возможность сделать следующий шаг – усовершенствовать серию литературы, дающей возможность детям с ОВЗ получать достойное образование наравне с полностью здоровыми школьниками. Руководитель Центра специальных форм образования издательства «Просвещение» Сергей Сацевич отметил важность междисциплинарного подхода в разработке новых концепций и форм учебников и пособий для учеников и преподавателей в системе инклюзивного обучения: «Сегодня развитие учебно-методической литературы для детей с особыми возможностями здоровья определяется новыми образовательными стандартами, которые предполагают дифференцированный подход к таким ученикам, основываясь на том, что необучаемых детей не бывает».

Такое разнообразие приводит к необходимости постоянно дополнять, совершенствовать и вносить изменения в специальные учебники – как по информационному, так и по графическому содержанию. Над новыми версиями пособий трудятся эксперты в области педагогики и медицины. Издательство «Просвещение» сотрудничает с ведущими педагогическими вузами России, кафедрами сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, логопедии, институтом Коррекционной педагогики Российской Академии образования, региональными институтами развития образования. «Дети с ограниченными возможностями абсолютно разные. Кто-то не слышит, кто-то не видит, кто-то не может писать. Поэтому учебники должны учитывать эти особенности. Например, для тех, кто плохо видит, нужен специальный шрифт. И поэтому все пособия для детей с ОВЗ должны быть детализированы под ограниченные возможности», - объяснила Директор Центра развития филантропии "Сопричастность" Татьяна Бачинская.

Авторами специальных учебников и пособий для преподавателей являются профессора и преподаватели педагогических ВУЗов, исследовательских институтов, методисты институтов развития образования. И, конечно, учителя-практики, которые каждый день борются за образованность детей с ограниченными возможностями здоровья. «Содержание учебников должно быть нацелено на развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных, индивидуальных возможностей такого ребенка к обучению и к социальному взаимодействию с окружающей средой», - объяснил процесс работы над выпуском новых учебников Сергей Сацевич.

Учебники АО «Издательство «Просвещение» для слепых и слабовидящих

Слепой ребенок, несмотря на отсутствие зрения, сохраняет значительные возможности полноценного познания окружающего мира наравне со здоровым. Чтобы дать таким детям достоверную и полную информацию об объектах и явлениях окружающего мира,нужно наглядно представить материал, затрагивая сферу его восприятия: реальные предметы, модели, картины, иллюстративный материал, в том числе и рельефные изображения. Важными становятся также и комментарии преподавателей. Слабовидящему ребенку, который сохраняет остаточное зрение, необходимо дать максимальную возможность использовать учебные пособия, разработанные с учетом особенностей восприятия печатного шрифта и иллюстраций через крупный шрифт и специальный подход к изобразительному ряду, особую цветоконтрастность, усиленный контур, длину строки и интервал между строк.

Содержание учебников издательства «Просвещение» для начальной школы, выполненных крупным шрифтом, а также шрифтом Брайля, идентично содержанию массовых учебников для здоровых детей. Поданный материал не сокращается и не упрощается. Так, учебники, переработанные для слабовидящих детей, выполнены по тифлопедагогическим рекомендациям к шрифтовому и графическому оформлению. Они включают в себя переработанные иллюстрации, сохранённое содержание и методическую функциональность. Такие учебники, выпущенные АО «Издательство «Просвещение», позволяют слепым и слабовидящим детям обучаться в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушения зрения.

Пособия для учителей детей с отклонениями в развитии от АО «Издательство «Просвещение»

Обучение детей с отклонениями в развитии – это забота не только родителей, но и педагога. «Нужно готовить учителей специфике обучения особенных детей с особенностями. Преимущественно от учителя зависит сможет ли ребёнок безболезненно влиться в инклюзивное образование. Даже здоровых ребят притесняют, что уже говорить об особенных. Дети бывают жестокими, и они не понимают тех, кто на ни не похож. Для учеников с ОВЗ особенно важны комфортные условия», - объяснила Татьяна Бачинская. Именно поэтому издательство «Просвещение» выпускает учебные пособия для учителей общеобразовательных организаций, которые раскрывают наиболее значимые аспекты психолого-педагогической характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья по каждой категории и их особые образовательные потребности.

В таких пособиях обозначены специальные образовательные условия, которые будут полезны для этих детей, а также рассматриваются особенности коррекционно-образовательного процесса обучения детей, регламентируемых Федеральными государственными образовательными стандартами обучающихся. «Здесь самое главное, чтобы ребёнок раскрыл свой потенциал, получил желаемое образование и смог занять своё место в жизни и в обществе. Такие люди зачастую тянутся работать, хотят быть полезными другим», - рассказала Татьяна Бачинская.

Впрочем, выбор обучения детей с отклонениями в развитии остаётся за родителями. Они могут подобрать для своего ребенка подходящий образовательный маршрут. Только они знают, в каких условиях их детям будет удобнее получать образование: дома, в специальной школе или по программе инклюзии - в школе вместе с другими, не имеющими отклонений в развитии.

«Несмотря на эти положительные изменения и принятие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) от 19.12.2014, многие родители детей с инвалидностью все еще испытывают сложности с включением ребенка в общеобразовательную школу», - поделилась Денис Роза.

Издательство «Просвещение» стремится обеспечить образование таким детям вне зависимости от выбранной формы обучения. Впрочем, на современном этапе развития образовательной системы в РФ, упор делается всё же на инклюзивное образование – совместное обучение здоровых детей и детей с различным типом отклонений.

подписывайся!
3377 59
2332 13
Полезно знать
В Казани назвали самые криминальные районы

Как можно обезопасить себя и имущество

08.12.2018

09:00

1009 11
Священник, пастух и девушка-водитель троллейбуса: 5 необычных инстаграм-блогеров

О чем рассказывают подписчикам люди интересных профессий

3104 43
«Сделали не по закону, а по понятиям». Пенсионер пожаловался на захват дома УК

История борьбы казанца со своей управляющей компанией

8115 49
5781 26
10 фото, увидев которые вы не поверите, что это Казань

Взгляните на свой город с неожиданного ракурса

64167 25
Разбил унитаз и врезал боссу: за что татарстанцев увольняли после корпоративов

Как жители РТ отметят с коллегами и чего делать не стоит

2656 77
«Нас поджигают, чтобы согласились»: Мать с ребенком-инвалидом переселяют из центра в Юдино

Аварийный дом на улице Назарбаева, в котором еще живут люди, стал жертвой систематических поджогов

7189 126
В Казани ради новой дороги от Кварталов до М7 могут уничтожить три новых поселка

Согласно новому Генплану Казани, по территории поселков Новая Сосновка, Карьер и Большие Клыки пройдет автомобильная трасса, также туда войдет санитарная зона аэродрома «Борисоглебское»