Центробанк считает недовольных

В октябре прошлого года Центробанк закончил разработку методики измерения доступности финансовых услуг для россиян. Как сообщает информационный портал «Клерк», уже тогда регулятор опубликовал некоторые данные, подсчет которых был в общем-то не сложен: «на каждую сотню тысяч россиян приходится 38 подразделений кредитных компаний, 4 МФО, 3 кооператива и 5 офисов страховых предприятий, 189 банкоматов и 6 терминалов, за год выпущено более 193 тыс. карт различного назначения. Каждый совершеннолетний житель страны должен финансовым организациям в среднем по 97 тысяч рублей». Основные выводы из сопутствующих опросов населения страны и более точные подсчеты были опубликованы только на днях.

По незнанию и недоверию

Одним из важных расчетов был индекс ценовой доступности финансовых услуг базового набора, состоящего из текущего счета, срочного вклада, кредита и страховки. Четырем продуктам – и четырехбалльная шкала оценки: сложили доли всех недовольных ценой или процентной ставкой по всем четырем продуктам, получили 0,82 из 4 возможных. В общем, немного, но насколько можно доверять этой цифре?

Как подтвердилось в очередной раз, финансовая грамотность россиян сильно «хромает». Например, 9% опрошенных не хотят открывать текущий счет в банке, поскольку это дорого. Стоимость же этой услуги – ноль. А о чем могут свидетельствовать данные, что у 27,2% респондентов «в результате потребления финансовых услуг их качество жизни ухудшилось»? Это явно не результат грамотного распоряжения собственными деньгами.

Помимо недостатка знаний, у россиян наблюдается переизбыток недоверия к финансовым институтам страны. Баш на баш, как говорится: 24% опрошенных не доверяют банкам, но и банки сегодня склонны не доверять потенциальным заемщикам, все больше усложняя условия получения кредита. По некоторым данным, банкиры отказывают в кредитовании до 60% потенциальных заемщиков. По подсчетам Центробанка, высокая цена банковского кредита оттолкнула 33,3% желающих взять кредит. К сожалению, такая политика совершенно не способствует доступности финансовых услуг.

Технология – двигатель доступности

По мнению рейтингового агентства «Эксперт Ра», составившего концепцию развития финансового рынка России до 2020 года, чтобы доступность услуг повышалась, «должны получить развитие различные механизмы дистанционного оказания финансовых услуг». А это значит – скорость, всеобщий доступ и невысокая цена на услуги. Технологии есть, но к сожалению, внедряются они не так быстро, как хотелось бы.

Ярким примером успешного использования информационных технологий в дистанционном предоставлении финансовой услуги являются онлайн займы микрофинансовых организаций. Они становятся все более популярны у населения. О причинах востребованности онлайн займов нам рассказал Сергей Седов, генеральный директор крупного федерального сервиса онлайн займов «Робот Займер»:

«Сегодняшнее население живет в режиме онлайн. В интернете решаются чуть ли не все важные проблемы современного человека. Следовательно, и такой вопрос, как небольшое кредитование, должен легко решаться с помощью всемирной сети. Онлайн займ позволяет человеку, не выходя из дома или автомобиля, получать деньги в долг, при этом в отличие от банковского кредита, он предоставляется очень быстро. В частности, среднее время на получение займа у «Робота Займера» - 4 минуты. Кроме того, не нужны кипы документов, поручительства, залог или справки с работы. Нужен только паспорт, компьютер, планшет или мобильный телефон  с выходом в интернет. Услуга не только быстрая, но и доступная большинству наших потенциальных клиентов: надежность заемщика у нас определяет скоринг, который самостоятельно собирает информацию из сотен источников за считанные секунды, после чего оценивает ее. Оценка получается в результате «взвешивания» всех факторов, влияющих на платёжеспособность заемщика. Поскольку факторов таких сотни, процент отказа у нас довольно маленький. Поэтому за последний год и объемы выдачи онлайн займов только в нашей компании увеличились более, чем в пять раз. И я уверен, в целом по отрасли эти объемы будут расти».

Воспользуются ли этим примером успешной деятельности остальные финансовые институты, мы непременно скоро узнаем: технологический прогресс неизбежен. А о том, как изменятся показатели доступности «денежных» услуг, станет известно уже через год: Центробанк намерен ежегодно их рассчитывать и публиковать для ознакомления всеми желающими.

Ольга Якименко,

По материалам https://www.zaymer.ru