Казань осталась без халяльного Amazon: идеей татарстанского предпринимателя воспользовались в Малайзии

Три года вынашивал идею открыть халяльный интернет-базар казанский предприниматель Радик Гафуров, который позволял бы пользователям всемирной сети совершать покупки без опасения нарваться на непристойную рекламу или на предложение купить алкоголь.

- Идея родилась в 2011 году. Мы тогда решили создать торговую площадку, этакий магазин магазинов. Его главное отличие от аналогов типа Alibaba, Aliexpress и Amazon, в том, что вы не найдете там некоторых видов запрещенных Исламом товаров и услуг. Отпуская детей на Амазон всегда боишься, что ребенок наткнешься на порнографию или тому подобное, - рассказывает Гафуров. - На нашей площадке нельзя было размещать алкогольную, табачную продукцию, свинину и т.п. Другие товары в свободном доступе. Мы изначально не называли свой портал мусульманским, а ориентировались на более широкую аудиторию.

Проект назвали «Восточный базар». Был создан «движок» для портала. Его стоимость оценили в $1,5-3 млн. Он позволяет проводить одновременно до сотни тысяч покупок однократно". Но, недавно татарстанец узнал из британской газеты "The Guardian", что его идея была реализована в далекой Малайзии.

Здесь был презентован портал под названием Zilzar (с арабского «землетрясение»), аналог бизнес-платформ Amazon и Alibaba. Исполнительный директор Рушди Сиддики предполагает, что через 2-3 месяца число халяльных поставщиков на его площадки будет больше, чем на китайской Alibaba. «Мы хотим встряхнуть рынок. Это даст больше возможностей потребителям и обеспечит дополнительную занятость – люди смогут продавать свои продукты», - говорит малазиец. По оценкам английской газеты, мировой рынок халяльных продуктов и услуг, включая исламские финансовые услуги, оценивается $1,6 трлн. и к 2018 году может достичь $2,5 трлн.

Радик Гафуров рассказывает, как могла идея портала попасть в Малайзию.

- Мы изначально задумывали проект как глобальный, планировали запустить англоязычную версию. Был готов сам сайт, не хватало денег для продвижения и сопровождения сайта. Требовалось $5 млн. для выхода на мировые рынки. Для запуска в России и выхода на следующий этап инвестирования требовалось $1 млн. Мы искали инвесторов, в том числе вели переговоры с малазийскими инвесторами. Мы уже даже почти договорились, но в один момент будущие партнеры исчезли, выяснилось, что они ведут переговоры с другими разработчиками, - вспоминает предприниматель.

В октябре разработчики увидели, что малазийцы запустили проект сами. Он совпадает процентов на 90%. Внешняя оболочка отличается, но суть остается такая же.

- Что молодцы, они сразу вышли на мир. Я не осуждаю за реализацию нашей идеи малазийцами. Молодцы, что смогли. «Мне за державу обидно», как говорил Верещагин из «Белого солнца пустыни». Этот проект мог запуститься в России, но, видимо, не судьба. Нам говорили, что это слишком нишевой проект".

Сейчас казанский предприниматель разрабатывает торговую площадку для турецкой ассоциации агропроизводителей, в которую входит 60 тыс. товаропроизводителей.

- Мы несколько переформатировали проект, теперь работаем для товаропроизводителей. То есть фермеры могут не только продавать свои продукты, но и покупать различные компектующие - от запчастей к тракторам до минудобрения, - рассказал Гафуров.

Дмитрий Еремеев, известный айти-предприниматель президент ГК FIX, советник мэра Казани по IT прокомментировал эту ситуацию:

- Предлагая какую-то идею, стартапер должен понимать в чем ее уникальность и уникальность его как партнера проекта.

Бизнес рассматривает любое предложение с точки зрения, какую добавочную стоимость, оно может дать. Да, есть вопрос этики, но бизнес смотрит на суть вещей просто: насколько уникальна идея и нужны ли вы как партнер. Если вы предлагаете бизнес-проект, но при этом не обладаете уникальной компетенцией или повышенной эффективностью, которая позволит реализовать проект менее финансово затрано, то вам скажут спасибо, и сами реализуют идею, если она интересна.

Вообще, при ведении переговоров нужно учитывать менталитет. Мы также часто работаем с азиатами, и ни раз сталкивались с тем, что сначала они говорят да, а потом «извините». Что касается конкретно ситуации с "Восточным базаром", то здесь, видимо, инвесторы посчитали, что необходимости в казанских партнерах нет, поэтому взяли идею и реализовали сами.