Наверх

Новости

из архива героя

Казанский авиатор и инженер предлагает заменить автомобили дельталетами

В рамках рубрики «Интервью за 60 секунд» пилот-инструктор, руководитель казанского клуба сверхлегкой авиации «Икар» Радик Туйкин рассказал, чем хороши полеты на малой высоте и какие курьезы происходят в воздухе

"Раис Минниханов, полетав на дельталете, решил применять их для осмотра полей"

- Легко ли сейчас стать пилотом?
- Пилотом сверхлёгкого воздушного судна (это машина со взлётной массой массой не более 500 килограмм) можно стать за 2-3 месяца. Чтобы освоить более сложные приёмы или другой тип судна, нужно пройти дополнительное обучение. Мы летаем на пара- и дельтапланах (это средства без мотора, с куполом или с гибким крылом), на дельталётах, мотопарапланах (полноценные воздушные суда с мотором). Сейчас, когда правила полетов смягчили, все больше казанцев хотят летать.

- Кого из известных людей вы, как пилот, брали с собой в воздух? 
- Мы участвуем в разных авиашоу, праздниках в республике. Однажды несколько лет назад взяли на борт Раиса Минниханова, главу Сабинского района, и он после этого решил, что с дельталёта гораздо удобнее осматривать сельхозугодья, чем объезжать их на УАЗе. Руководитель из нефтяной компании недавно у нас освоил дельталёт, теперь учится на самолёте! Многие политики подают хороший пример, летая на сверхлегких и легких воздушных судах. 

- Сверхлёгкая авиация — опасный спорт?
- Травматизм у нас даже меньше, чем в других видах спорта. Опаснее водить машину - на автодорогах гибнут десятки тысяч. Благодаря низкой скорости (дельталёт — 70 километров в час, параплан — 35) мы можем экстренно выбрать площадку для посадки, будь то полянка или грунтовая дорога. 140-170 метров нужно дельталету для разгона и взлета, сверхлегкому вертолету достаточно нескольких метров.

- Могут ли птицы помешать полету?
- Скорее всего, нет, потому что мы летаем на малой скорости. Вообще, птица дня нас — хорошая примета. Бывает, птицы рядом с нами летят, потом сворачивают по своим делам.

Есть специальная система спасения, которую производит казанская компания (эта же фирма теперь еще разрабатывает и производит модели легких самолетов для сельского хозяйства и продает их по всему миру).С помощью такой системы спасения дельталет, к примеру, сможет опуститься на парашюте — пилоту нужно лишь дергает за рычаг.  В мотопарапланах тоже есть запасные парашюты справа и слева (во время падения нужно быстрее привести его в действие с удобной стороны).

- Как вы ориентируетесь на воздушных просторах?
- Ориентируемся двумя способами: по карте и компасу или по навигатору, держим связь и с авиадиспетчерами. Туман нам обычно не помеха, а в сильный ветер мы не летаем. У нас есть погодный минимум, мы отслеживаем прогнозы, замеряем погодные условия на местности сами.

- Кстати, у вас машины без остекления — наверняка некомфортно летать в дождь, в мороз?
- Машины у нас без остекления, но можно и в мороз летать, если одеться, как нужно. Есть обогреваемые шлемы, спецкостюмы. Я летал в минус 20. А Казанец Владимир Малышев в 1992 году участвовал в международной экспедиции, перелетев через Берингов пролив на дельталетах в еще более сильный мороз. В конце концов, снегоходы тоже не имеют остекления, лыжникам никто не мешает заниматься спортом в мороз.

- Самолеты часто терпят крушение из-за износа. Как проверяют дельталеты?
- Мы летаем на уникальных моделях, это единичные экземпляры воздушного судна. И если детали вовремя менять, то они могут прослужить лет 20 и больше. Каждый год мы проходим сертификацию, чтобы подтвердить годность судов к полетам.

"Круче - только невесомость!"

- Почему люди хотят летать, как вы считаете? 
- Круче — только невесомость! Сверху открываются потрясающие виды, иногда видим диких животных — косуль, зайцев, лисиц. Открывается новое измерение: по земле, воде мы перемещаемся только по двум осям координат, а вот ось Z – вверх-вниз — доступна только авиаторам, а еще акробатам и подводникам. Не понимаю парней, которые хвалятся тем, что боятся летать на самолетах в качестве пассажиров. В КАИ раньше не давали диплом без свидетельства пилота, это было правильно, я считаю.

- Случались ли курьезы? 
- Летали мы на Кавказе с горы на дельтапланах. Один из товарищей приземлился на дерево и кричит оттуда: «Снимите меня!». Мы отнеслись к просьбе с юмором и пошли за фотоаппаратами.

- Кстати, какова география полетов?
- Мы путешествуем по всему миру: в Альпах летали, в Индии, Аргентине, собираемся в Турцию на майские праздники. 

"В будущем дельталеты смогут заменить автомобили"

- Вы сами разрабатываете модели для полётов? С чего начинали?
- Я учился в КАИ (ныне КНИТУ), специальность — самолетостроение. Позже выбрал благородную профессию: работал в МЧС, выезжал на пожары, спасал людей. Работал сутки через трое, в эти свободные три дня занимался авиацией, делом своей мечты. По состоянию здоровья я смог стать пилотом сверхлегкого воздушного судна, стал летать на дельтаплане. Поскольку летать особо было не на чем, начали сами создавать аппараты, а авиазаводы снабжали материалами. Для выпускников КАИ это было нетрудно: смотрели фото и чертежи в журналах, обсуждали увиденное и придумывали новое.
 

- Как обстоят дела с созданием моделей сейчас?
- Конструкторское бюро в КАИ уже не работает, но мы не теряем надежды. Профессия авиатора сейчас не престижна, но, как я говорил, интерес молодежи к полетам сохраняется. Авиаторы - одержимые люди, нас ничто не останавливает. Настоящий художник не перестает рисовать, если у него нет денег. 

С 2002 года с товарищами развиваем авиаклуб — обучаем полетам, организовываем полеты, участвуем в спортивных соревнованиях, например, чемпионатах России по сверхлегкой авиации. Модели продолжаем разрабатывать, приобретаем детали за рубежом. Пока мы ищем инвесторов, у нас много идей.

- Какие планы на ближайшее будущее?
- Мы ищем новые решения, участвует в республиканских и российских конкурсах, грантах.  Например, недавно в Татарстане получили награду за идею развивать авиатуризм — летать друг другу в гости на дельталётах. В будущем они могут заменить автомобили.

Летом предполагаем искать пропавших людей — грибников, туристов, детей... Для этого намерены сотрудничать с организацией «Лиза Алерт». Такой метод за рубежом давно применяется.

Также планируем сопровождать экспедиции на дельталётах. Они могут пригодиться в осмотре местности с высоты, фотосъемки, транспортировки больных, срочной перевозки небольших грузов. Сверхлегкие воздушные суда — неприхотливые и недорогие. Летный час вертолеты типа «МИ-8» стоит 300 тысяч рублей, дельталета — 6 тысяч. А если говорить о покупке, то хороший дельталет стоит как средней цены автомобиль.

- Что успеваете за 60 секунд? 
- Взлететь и подняться на 150 метров, сделав боевой разворот или один виток виража. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подписывайся на наши соц.сети

читайте также:

Убытки Казанского вертолетного завода превысили 2 млрд рублей
В Челнах прокуратура начала проверку из-за застрявшей в дворе скорой помощи
СМИ: в России электронные деньги будут хранить данные о прежних владельцах
Житель Нижнекамского района на один день стал долларовым миллиардером
ТОП-7 золотых советов от казанского архитектора и риэлтора: как выбрать коттедж
Топ дорогих квартир Казани: 1-комнатная за 12,5 миллионов и 9-комнатная - за 116. Фото
Топ-10 успешных женщин Татарстана: учредитель «Бахетле» и совладелица «Таиф»
Глава Минэкономразвития России: в первом полугодии 2017 года ВВП вырастет на 2%
Стоимость новогоднего стола в Татарстане признали одной из самых низких в России
СМИ: среди российских студентов растет процент банковских должников
Минниханов: нет слияния Татфондбанка и банка «Ак Барса»
Татфондбанк хотят объединить с банком «Ак барс»: в самом банке это опровергли
Клиенты Татфондбанка в других регионах начали испытывать проблемы с переводами
​В Татфондбанке попросили заказывать вклады за пять рабочих дней
СМИ: в России к 2018 году собираются запретить крупные покупки за наличные средства
Forbes: зарплата гендиректора «Татнефти» за год снизилась почти на 1,5 млн долларов
Правительство России хочет освободить бедных от налогов
В правительстве России опровергли повышение зарплат чиновников до 140 тысяч рублей
Власти Казани публично обсудят бюджет города с его жителями
Франшиза и рестораны «Макдоналдс» в Татарстане официально перешли родственнику Назарбаева
Правительство России собирается приватизировать «Иннополис»
Минфин предложил ввести в России пособие по бедности
Показать больше...

комментарии

0
01 апреля 2014
19:35
Таки 1 АПРЕЛЯ :-D

... Не заменят дельталеты автомобили - требования к здоровью пилота на порядок выше!
GALKA
0
04 апреля 2014
12:00
Ну да. Поэтому на дорогах адекватных мало осталось.
В ответ на комментарий пользователя Злобный Аноним
Таки 1 АПРЕЛЯ :-D

... Не заменят дельталеты автомобили - требования к здоровью пилота на порядок выше!
Владимир
0
05 апреля 2014
22:55
Требований для автомобилистов по здоровью достаточно для пилотов малой авиации. Только вот в Росавиации до сих пор этого не понимают. Видимо потому, что сами не летают и вообще-авиация им не интересна.
Михалыч
0
30 мая 2014
14:28
Ну да сейчас по сторонам смотрим,а тут нужно будем и ещё по верхам смотреть чтоб тебе на голову дельтаплан не свалился.

добавить комментарий:

Внимание! Правилами сайта запрещается использовать мат и высказываться оскорбительно по отношению к другим людям

  Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> и ссылки http://youtube.com/watch?v=VIDEO
Прикрепите фотографии (jpg, gif и png)
Внимание! Совершая любые действия на сайте, вы принимаете условия «Cоглашения» и соглашаетесь с «Политикой защиты и обработки персональных данных»
подписывайся!
3653 28
«Плачу 2 ипотеки, живу в «курятнике»: аварийщики о том, как живут на 6 кв.м.

Отчаявшиеся люди переезжают, боясь оказаться на улице

2586 70
Казанцы перестали выбрасывать мусор на свалки, сортируя его дома

ProKazan узнал, почему люди выбирают раздельный сбор

Полезно знать
2099 32
Неизвестная Казань: улица Газовая - машина времени, которая отправляет в нулевые

Изучаем городское пространство вместе с его жителями

885 8
2985 83
4835 64