Советник мэра и "айтишник": "Я заработал первый миллион, учась в университете!"

«Не мечтал заработать миллион долларов, бизнесменом себя не считаю...»

30-летний математик Дмитрий Еремеев — основатель группы компаний FIX, которое сотрудничает с такими гигантами, как «ВКонтакте», Mail.ru, Facebook, Google, Yandex... Среди заказчиков — и казанская мэрия: команда Дмитрия с нуля создала известный проект «Открытая Казань», которая помогает горожанам решать проблемы из сферы ЖКХ.

Доходы компании — закрытая информация, но даже без нее ясно, что бизнес Дмитрия больше, чем просто успешный.

- Не скажу, что считаю себя бизнесменом, получилось все довольно спонтанно, - сходу заявляет нам Дмитрий. - Никогда не мечтал заработать миллион долларов или создать компанию в 150 человек — это глупо. Помню, что в первую очередь хотел реализовать себя, а еще — стать независимым от родителей.

«Это математика в чистом виде: найденная в системе ошибка принесла мне первый миллион»

Желание достичь этих целей сподвигло первокурсника начать работу в ИТ-компании и заняться фрилансом. Ночами Дмитрий работал над заказами клиентов, а днем отсыпался на парах. Плотный график не помешал юноше становиться лучшим студентом и получать разнообразные награды.

Гениальный математик не терял времени даром: пробовал разные сферы деятельности, осваивал их и... терял интерес. Но поиски ниши, к счастью, не затянулись: как-то одногруппник рассказал Дмитрию про работу с поисковиками («Гугл», «Яндекс» и так далее). Это превратилось в жгучий интерес к сео-оптимизации:

- Допустим, вы вбиваете в поисковик запрос «банки Казани», и выпадает определенный список сайтов. Мне было жутко интересно докопаться до истины: что влияет на порядок расположения сайтов, как работает поисковая система... Эта сфера только начала развиваться. Это было около 10 лет назад.

Талантливый математик, решив досконально изучить выбранную тему, неожиданно обнаружил ошибку в реализации алгоритма, и понял, как ее использовать.

- Открытие позволяло ставить любой сайт на любое место в списке сайтов, причем по любому запросу. Понятно, что, используя эти знания, создавая сайты и размещая на них рекламные баннеры, можно было неплохо заработать. Что я и сделал.

«Рано или поздно прозрачный голубой океан становится кроваво-красным...»

Дмитрий нашел уникальное решение, свободную нишу — так называемый «голубой океан». «Повезло», - говорят некоторые. «Кто ищет — тот найдет», - считают другие.

Успешно стартовать — легко, удержаться на рынке — непросто: по законам бизнеса, в открытую свободную нишу вскоре хлынул поток желающих много заработать. Конкуренция усилилась, вход на рынок стал затрудненным:

- Если раньше для ведения этого бизнеса нужно было просто быть в теме и иметь некоторое количество свободного времени, то сейчас на плаву удерживаются только сильные компании. Мы остаемся успешными лишь благодаря тому, что создали сильную команду. Когда я понял, что достаточно простая технология поднятия сайтов в топ — интересная тема, то заразил идеей своих одногруппников, и они стали работать в моей команде. В развитие вкладывали всю первую прибыль.

Электромобиль, очки Google и «умный» офис у Госсовета и... дружба с Павлом Дуровым

Сегодня компания FIX развивается очень динамично и уже смогла позволить себе многое: например, переехать в новый роскошный офис в особняке у Госсовета, в котором используются «умные» технологии. В офисе используются прозрачные изолирующие звук стены из особого smart стекла, которые можно сделать матовыми одним нажатием кнопки.

- Не скажу, что я гаджетоман, но стараюсь следить за новинками в развлекательной и рабочей сфере. Перед сном ежедневно изучаю, какие новые девайсы и разработки, улучшающие процессы, появились в мире.

В коллекции Дмитрия - цифровой шлем виртуальной реальности Oculus Rift (под который компания сейчас пишет софт), очки Google Glass... Наконец, электромобиль, который, правда, зимой не используется.

Кстати, очки Google Glass подарил Дмитрию вице-президент (теперь уже бывший) «ВКонтакте» Илья Перекопский: Компания FIX тесно сотрудничает с этой крупной компанией.

- Павел Дуров, основатель «ВКонтакте», — мой хороший друг, - рассказывает Дмитрий. - Мы сотрудничаем по проекту «AdNinja» - это автоматизированная система, которая делает рекламу во «ВКонтакте» максимально эффективной, мы также активно помогаем компании по SEO и другим направлениям. Тесно работаем с другими крупными компаниями, поддерживаем как деловые, так и личные связи.

В компании несколько направлений работы: ведем проекты по оптимизации — чтобы клиенты получали из поисковых систем больше посетителей для своих сайтов; «откручиваем» рекламу для ebay.com. Разрабатываем решения для сайтов, которые ежедневно посещают десятки миллионов человек — это требует особых технологий. С компанией Google, например, работаем по целому ряду вопросов. Мы создали робота, который размещает рекламу эффективней, чем человек. Вот уже 4 года как проводим профильную конференцию по поисковых технологиям SEOconference.

Как компьютерный гений стал советником мэра

Дмитрий — не только основатель успешной компании, но и советник мэра. С Ильсуром Метшиным, кстати, он тоже познакомился случайно (если, конечно, верить, что в нашей жизни есть случайности). Вот какую историю он рассказал:

- Лет 5 назад меня порекомендовали мэру как специалиста из ИТ-сферы. Мне позвонили из приемной и пригласили встретиться. Я подумал: «Почему бы и нет?». Рассказал Ильсуру Раисовичу о себе, своей деятельности, но отметил, что вряд ли это будет интересно мэрии. Он познакомил меня с руководителем ИТ-направления и командой. Мои сотрудники предложили идею о том, что было бы удобно отслеживать когда твой автобус придет к остановке в режиме реального времени. Идею одобрили и реализовали. Так началось наше сотрудничество.

«Проблему с потухшей лампочкой в подъезде должен решать не министр, а подрядчик»

Итак, недавно мэр Казани объявил о назначении нового ИТ-советника. Новость стала для Дмитрия неожиданной:

- Я сказал Ильсуру Раисовичу, что и так готов консультировать по вопросам, в которых разбираюсь. Я не считаю себя чиновником. Но должность интересна мне в том числе тем, что появляются возможности довести до ума разработанный нами ранее проект «Открытая Казань». Ведь только изнутри можно понять реальные проблемы и иметь механизмы для их решения.

На создание этого «детища» команда Дмитрия потратила почти 2 года — собирали информацию, подключали подрядчиков.

- Также без единого рубля из бюджета мы создали решение с самой низкой комиссией при оплате по пластиковым карточкам за услуги ЖКХ онлайн, спустя какое-то время портал госуслуг также снизил комиссии за платежи по ЖКХ - вспоминает Дмитрий. - Я считаю, это правильно.

Недавно же, начав работу советника, Дмитрий в первую очередь взялся за решение проблем в колл-центре, чтобы заявки казанцев на проблемы из сферы ЖКХ отрабатывались быстрее. До конца февраля советник будет выявлять и другие проблемные зоны, которые нужно будет прорабатывать.

- Если у вас в подъезде лампочка не горит, эту проблему решает не министр. Жалобы жителей доходят до подрядчиков. У каждой управляющей компании есть диспетчеры, которые отслеживают появление новых заявок на сайте, заходя на сайт под своим паролем. Заявки горожане оставляют на сайте или передают через колл-центр.

Дмитрий понял, что ведомства и комитеты в части IT работают в городе весьма разрозненно, зачастую, нет понимания, какие информационные системы функционируют. Главная цель, по словам Дмитрия, состоит сейчас в том, чтобы создать единый подход к информатизации города. Сейчас совместно с мэрией Дмитрий собирает идеи населения, которые также будут отбираться и отдаваться на реализацию командам, которые заинтересованы в этой работе.

Блиц-опрос: «Не хочу перестраиваться на работу с бизнес-процессами»

- Что вы успеваете сделать за 60 секунд?
- Дойти из дома до офиса.

- Любимый город?
- Провокационный вопрос! Помимо Казани, люблю Питер.

- В чем секрет успешного стартапа?
- При поиске инвестора лучше обращаться в компании, которые разбираются в твоей теме, имеют определенные связи в этой сфере, понимание предметной области. Если вы ориентируетесь только на деньги — это неправильно: они есть у сотен людей.

- На что обращаете внимание при найме сотрудников?
- У нас большая кадровая служба, которая проводит тестирование, собеседования. А для меня лично важно, чтобы человек разделял мои цели и убеждения, был открыт и понятен, соблюдал свои обязательства.

- Сложно ли было «айтишнику» переходить на управление бизнес-процессами?
- Сложно. И до сих пор сложно. Я не считаю себя управленцем. Я не хотел - и до сих пор не хочу — перестраиваться, поэтому сейчас не владею, к примеру, бизнес-империей. Мне тяжело рассматривать себя как лицо, которое занимается контролирует исполнение задач. Но с этим приходилось работать, развиваться на практике, получать реальный опыт. А вообще, большую часть времени я занимаюсь любимым делом — мне интересны научные поиски, то есть творческий процесс, разработка новых тем, идей и их внедрение.

- В чем секрет вашего успеха? Что можете посоветовать начинающим бизнесменам?
- Главное — уметь взглянуть на проблему шире, ведь, если смотришь только под одним углом, не видишь всего. И не забывать про цель, отвлекаясь на рутину.