Московский "Л`Этуаль" поглотил казанскую "Bon Joli"

Накануне восьмого марта в Казани состоялось официальное открытие двух магазинов новой сети парфюмерии "Degal" - на улице Вишневского и в ТРК "Тандем". Появлению нового игрока предшествовало закрытие сделки по полному выкупу сетью "Л`Этуаль" когда-то казанской сети "Bon Joli". Москвичи приобрели у топ-менеджмента оставшиеся 30% доли компании. После этого команда известного казанского предпринимателя Евгения Дедюхина решила запустить проект Degal, сообщает "БИЗНЕС Online".

Сейчас у сети Degal три магазина в Казани (третий - на Салимжанова, 17) и один в Оренбурге в ТЦ "Север". В компании, чей топ-менеджмент всегда отличался закрытостью, так и не смогли в течение двух месяцев предоставить комментарий и поделиться планами на развитие сети.

В то же время известно, что развитием сети занимается казанское ООО "СИЛАН Имидж". Одним из крупнейших собственников (данные на август 2011 года) компании является Евгений Дедюхин (47%), а также Марат Гиниятуллин (25%) и гендиректор компании Елена Рихерт (10%). Участникам рынка эти имена хорошо знакомы. Именно эти люди в последние несколько лет развивали бренд "Bon Joli", а перед этим много лет работали под хорошо знакомым казанцам брендом "Ile de Beaute" (развивали по франчайзингу). Не случайно часть магазинов "Degal" появились на месте косметических магазинов "Bon Joli".

Казанское по прописке ООО "Такос", развивавшее магазины сети "Bon Joli", является одним из крупнейших ритейлеров, зарегистрированных в Татарстане. Так, по итогам 2010 года выручка компании составила 2 млрд. рублей

Что интересно, именно с "Такос" связана одна из самых громких сделок по слияниям и поглощениям на рынке парфюмерного ритейла. Накануне кризиса летом 2008 года компания "Алькор и Ко", управляющая крупнейшей в РФ розничной сетью парфюмерии и косметики под брендом "Л`Этуаль", объявила о завершении сделки по приобретению 70% компании "Такос". Сумму сделки стороны не раскрывают, однако, исходя из выручки компании за 2007 год (она составила $62 млн.), эксперты оценили сеть в $40 - 60 миллионов (без учета долга). 30% компании осталось в распоряжении топ-менеджмента компании во главе с ее основателем Дедюхиным. Еще ранее, в 2007 году, "Такос" продал 50% своего оптового подразделения крупнейшему российскому дистрибьютору парфюмерии и косметики — компании "Градиент".

На момент перехода к "Л`Этуаль" под управлением "Такос" находилось 25 парфюмерно-косметических магазинов в Поволжье и на Урале, которые работали по франчайзинговому соглашению с компанией "Единая Европа – С.Б." под брендом "Иль де Ботэ".

Дедюхин тогда объяснил, что целью сделки является развитие федеральной сети с абсолютно новым именем – Bon Joli. Магазины предполагалось позиционировать в премиальном сегменте, как и "Иль де Ботэ". Однако "Bon Joli" работал все эти годы в демократичном сегменте среднего класса.

К середине 2011 года москвичи в лице ООО "Алькор и Ко" уже консолидировали 100% ООО "Такос". С осени 2008 года число магазинов Bon Joli достигло сорока в 12 регионах РФ: в Москве, Татарстане, Башкортостане, Чувашии, Марий Эл, Мордовии, Удмуртии, Ульяновской, Пензенской, Оренбургской, Самарской, Саратовской областях.

Вместе с завершением сделки по консолидации москвичами пакета "Такоса" прежняя команда во главе с Дедюхиным покинула компанию.

Одновременно с этим с 1 октября 2011 года в магазинах "Bon Joli" запущена новая система оплаты и дисконтных скидок, полностью унифицированных с "Л’Этуаль", а также обмен дисконтных карт Bon Joli на "Л’Этуаль". Было унифицировано программное обеспечение кассовых аппаратов и другого оборудования, цены стали на уровне летуалевских. Все это даже стало причиной для появления слухов о том, что бренд Bon Joli сворачивается. Но участники рынка пока в этом сомневаются

Леонид Рахимов - генеральный директор ЗАО "Инвест Девелопмент":

- На косметическо-парфюмерном рынке нет ничего уникального, кроме имиджа компании. Ситуация с "Такосом", "Иль де Ботэ", "Bon Joli" и "Degal" – яркий пример того, насколько имидж компании важнее менеджмента. Даже если этот имидж на 90 процентов был сделан менеджментом, который сейчас пытается запустить новую компанию. Но ничего не запустишь из-за взаимоисключающих событий: сделали хорошую компанию, которая попала в хорошие руки, а акционером "Единой Европы" стал концерн LVMH. И он выдвинул определенные требования по тому, как должна выглядеть компания, какие места должна занимать, подчинил всех одному менеджменту. "Такосу" нужно было либо подчиняться, либо не подчиняться. Он не подчинился - вот и отдали акции не "Единой Европе", которая помогла сделать великую компанию, а конкуренту – "Алькору" (Л’Этуаль). 70 процентов продал Евгений Дедюхин "Л’Этуалю". Это сделка состоялась летом 2008-го, перед самым кризисом. Он получил выигрыш до кризиса. С точки зрения менеджмента у него хорошее чутье, и он правильно успел все сделать.

С выходом Degal на рынке ничего не изменится. Даже топ-менеджер, который довел состояние компании до определенного значения, снял выигрыш, вынес его и сегодня пытается реинвестировать, думая, что добьется того же, а его даже никто и не видит. Поэтому понятно, какая судьба ждет компанию Degal.

"Иль де Ботэ" откроются в нескольких местах, займут лучшие позиции и захватят 80 процентов рынка, станут монополистами. А "Л’Этуаль" народ потихоньку забывает. Пройдет три года, и вообще люди забудут, где находится "Л’Этуаль", это уже не жилец. На его место попытается прийти "Degal", и его ждет та же самая судьба.

Мнения

Пользователь под ником Максим Борисов считает, что лучше совершать покупки в магазинах казанских ритейлеров: "Иль де Ботэ" уже несколько лет представлен только в МЕГЕ, очень неудобно и цены там космические. Как активный покупатель этой продукции обожаю "Bon Joli", теперь стану покупателем "Дегаль", но уж никак не "Иль де Ботэ".

Пользователь под ником Дания считает, что "Иль де Ботэ и правда гораздо лучше, и дни клиента там постоянно, и подарки и кабины красоты, да и просто даже консультанты там более приветливые, более открытые. Я конечно, захожу и в "Bon Joli" и в "Дегал" уже бывшие косметологи бон жоли меня перетащили, но та косметика которой пользуюсь буду покупать в Иль де Боте. а Дедюхину - успехов! неутомимый он такой!"

Пользователь под ником Мария Емельянов, считает, что "новая сеть "Дегал" выглядит очень привлекательно, по сравнению с конкурентами: "очень много акций, хорошие предложения по ценам - огромные скидки, до 30% на разные товары".