Казанский банкир: «Кризис - это время возможностей»

Дамир Габдулхаков родился в Казани. Поступил в КГТУ (КАИ), который окончил с отличием по специальности инженер-радиотехник. Во времена "перестройки", когда ломались общественное сознание и государственные институты, понял, по духу ближе другое. Хотя Дамира и посещали мысли заняться собственным бизнесом, он выбрал стабильность - в крупной коммерческой структуре, правовом поле, компании, отличающейся большей стабильностью и возможностью для развития. В конце учебы в институте, получив квалификационный аттестат министерства финансов на право работы с ценными бумагами, впервые для себя начал работать в сфере экономики.

В 1995 году Дамир Габдулхаков устроился в "Ак Барс" банк, где проработал почти 10 лет. За эти годы он прошел путь от рядового специалиста до начальника отдела. Начав работать с юридическими лицами, он перешел в розничные отделы, которые обслуживали физические лица. В итоге, в этом банке он возглавил отдел развития розничного бизнеса и взаимотношения с партнерами, среди которых были такие крупные, как "Почта России" и Пенсионный фонд. В это же время он заочно закончил КГФЭИ по специальности менеджмент.

- Я рос вместе с этим банком, который стал отличной школой для меня. Рост был как по горизонтали, так и по вертикали. Когда я пришел туда, общее количество работников было меньше сотни. Когда уходил, только в главном офисе работало больше 500 человек.

По словам Дамира Габдулхакова, он не боится сложностей, поэтому и не может назвать сложные периоды в своей карьере.

- Конечно, времена 1990-х были непростыми, но мы смогли устоять в кризис 1998-года, хотя и не без поддержки государства. Сам выходил не раз к вкладчикам, чтобы успокоить их. После кризиса я также понял, что работа в крупном банке дает уверенность в будущем дне.

Дамир Кашибулхакович был среди тех "первопроходцев", кто занимался введением банковских зарплатных карт в республике в 1999-2000 годах. Кстати, одним из первых клиентов стала республиканская ГИБДД.

Люди не доверяли "безналу". Самым частым вопросом был вопрос: "Как я увижу, сколько на ней денег?". Приходилось обучать возможностям банкоматов и карт. Ни один коллектив добровольно не принимал эти карты. Впрочем, уже через три месяца никто от них не отказывался, привыкнув к их возможностям и оценив преимущества.

А первый самостоятельный проект Дамира Габдулхакова - выплата пенсий через "Ак Барс" банк - фактически разрушил монополию "Почты Росии".

Кредиты надо возвращать

Самый сильный сдвиг в сознании, по мнению Дамира, был в том, что люди в конце 90-х - начале 2000-х поняли, что кредиты надо возвращать.

В советские времена это было не обязательно. Существовали даже целые учебники в которых описывался порядок списания кредитов. Люди, среди которых были даже руководители предприятий, вначале не осознавали, что кредиты нужно возвращать и возвращать вовремя. Сейчас это звучит странно, но тогда такое бывало нередко.

Он отмечает, что это намного сильнее поменяло сознание людей, чем введение банковских карт.

Достигнув, как он считал, потолка, Дамир в декабре 2004 года перешел на работу в "Татфондбанк" на должность заместителя начальника управления розничных операций. Там он занимался ипотекой, вкладами, кредитами и кредитными картами. Проработав в этом банке почти два года, Дамир решил попробовать себя в еще более сложных проектах. И в 2006 году перешел на работу в Альфа-Банк директором по розничному бизнесу.

- Этот банк тогда только что пришел на рынок Татарстана, до этого у него был в Казани лишь дочерний банк, который занимался обслуживанием юридических лицю. Я был рад, что смог туда попасть, это действительно передовая коммерческая структура. Я был первым сотрудником, начавшим работу в розничном сегменте банка. Через 5,5 лет, когда я уходил, в отделе работало уже больше 250 человек.

По его словам, объем кредитования физических лиц банка стал крупнейшим среди частных банков, с нуля была развернута сеть банкоматов, а бренд стал известен среди казанцев.

В октябре 2011 года Дамир пришел в ВТБ24 на должность управляющего регионального операционного офиса в Татарстане. Сейчас он отвечает за развитие 16 отделений в республике, в которых работают почти 500 сотрудников. ВТБ24 представлен в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске, однако планирует продолжить расширение сети своих офисов. Так, в ближайшее время к ним добавится отделение в Набережных Челнах, на "Камазе".

Банков будет становиться меньше

По словам Дамира, экономические процессы, идущие в Татарстане, в целом, схожи с теми, которые идут в России.

- Это общая тенденция, что банки начинают укрупняться (например, ВТБ24 объединился с "Банком Москвы" и "Транскредитбанком"). Это происходит из-за повышения требований к ним, увеличения расходов на содержание инфраструктуры, работников и обострения конкуренции на рынке. Более крупные банки решают задачи встающие перед ними, эффективнее.

Ожидается, что в 2012 году рост розничного кредитования будет несколько ниже, чем в прошлом году.
Рынок розничного кредитования будет расти медленнее, но прирост все равно ожидается на уровне 20%.
Дамир отмечает и новинки банка, которые появятся в этом году - например экспресс-кредиты (в течение 1-2 дней) для малого бизнеса и индивидуальная ставка по кредит.

"Определенная неопределенность"

А вот относительно кризиса Дамир говорит осторожно.

- Сильные игроки рассматривают кризис, как время возможностей. Я не специалист. Но в ближайшее время мы никаких кризисных явлений, сравнимых с ситуацией 2008 года, не ожидаем.

Формула успеха — индивидуальна

Самая большая проблема при работе с персоналом лежит в ментальной сфере. Есть люди, которые привыкли работать не на результат, а на процесс. Можно работать по 12-16 часов, но не иметь хорошего результата. Такие люди могут работать в команде, но теряются, когда получают индивидуальное задание. Кому-то просто не нужна такая работа. Я считаю, что нет неуспешных людей, просто есть те, кто не нашел себя. У каждого есть свои сильные и слабые стороны. Нужно заниматься такой работой, которая раскроет твои сильные стороны, тогда ты станешь успешным. А в ином случае ты сможешь быть, максимум, «середнячком». Я вообще считаю, что у каждого человека своя формула успеха.

Человек не должен мыслить ограничениями

- Самое главное для работника, чтобы он мыслил возможностями, а не ограничениями. Он не должен придумывать 21 причину, почему не получится выполнить ту или иную работу. Да, не все сразу получается, к сожалению, но нужно хотя бы попытаться. А для начальника главное - уметь качественно мотивировать человека. И это не всегда деньги. Это может быть признание, похвалы, профессиональный рост.

Ваша Цель?

- Творческая работа в сильной команде. И главное, чтобы родные были здоровы.

Что для вас главное в работе?

- Интерес. Очень занимательно преодолевать проблемы и решать новые задачи.

Ваше хобби?

- На хобби времени просто не остается, год назад даже забросил фитнес.

Качества успешного бизнесмена?

- Гибкость и самоотдача.

Качества успешного работника?

- Умение мотивировать себя и работать в команде, обучаемость.