Наверх
Реклама

Казанский ученый рассказал, как из науки сделать деньги

Казанский ученый рассказал, как из науки сделать деньги

- Социологией я занимался еще в те годы, когда это слово было ругательным.  Я всегда стремился получать знания, интересовало все новое, выходящее за рамки того, что знало большинство людей. Неслучайно в детском саду мне дали прозвище "Ученый", а в школе - "Профессор", - рассказал Александр Салагаев. -  Я очень любил историю, но поступил на отделение научного коммунизма, которое только-только открылось в КГУ и объявило первый набор. Знакомые старшие ребята сказали, что это новое, прогрессивное направление. Хотя никто толком не знал, кого там будут готовить.

К старшим курсам Александр Салагаев понял, что ему будет неинтересно профессионально заниматься комсомольской или партийной работой. Хотя по окончании университета ему предлагали пойти заместителем секретаря комитета комсомола одного из вузов. Но так получилось, что судьба Александра на втором курсе познакомила его с книгой Владимира Шляпентоха "Социология для всех", где в увлекательной и наглядной форме рассказывалось об этой науке.

- Я заинтересовался, стал искать другие книги по социологии в университетской библиотеке, но, к своему удивлению, ничего не нашел. Просто в 30-е годы эта наука была запрещена в СССР, как не соответствующая коммунистической идеологии, - поделился с порталом ProKazan.ru председатель совета директоров ЦАИР. -   В вузах преподавать ее тоже не разрешали. А как иначе, если те же социологические исследования показывали, что пролетариат не такой уж прогрессивный класс: в рабочей среде, например, очень не любили тех, кто работал лучше всех остальных.

"Социологии не существует?"

- Помню, когда я уже вовсю занимался социологическими исследованиями, в Казань в начале восьмидесятых приехал министр высшего и среднего специального образования СССР Вячеслав Елютин, - вспоминал Александр Салагаев. - В ходе встречи с ним я передал ему записку с вопросом: "Почему на промышленных предприятиях существует должность социолога, а в вузах такой специальности нет?". На что тот прямым текстом ответил: "Потому что нет такой науки - социология!". Представляете?

В 1990 году Александр первым стал читать курс социологии в Казанском государственном университете. Учебников не было и в помине. Поэтому он связывался с английскими коллегами, и те прислали ему учебные пособия. Он все это переводил, собирал статьи в научных журналах, поднимал результаты  исследований. В итоге на его лекции по собственной инициативе ходили ребята даже с других курсов. Интерес к новой дисциплине был большой.

"Когда наука перестала кормить, я точно знал, что "сникерсами" торговать не буду"

- Перед развалом СССР я был заведующим социологической лаборатории КГУ, которая была ведущей организацией Общесоюзной программы "Общественное мнение". Мы отвечали за исследования профессионально-ценностной ориентации населения и курировали аналогичные научные подразделения в двенадцати вузах по всей стране. В начале девяностых цены выросли в двадцать шесть раз, а зарплату подняли лишь вдвое. Нужно было как-то выживать. Я тогда подрабатывал в трех школах, но денег хватало только на хлеб, молоко плюс на то, чтобы отоварить талоны, - отмечал Салагаев. -  Забавно, но на тот момент я был депутатом Гососовета и ходил на заседания в дырявом ботинке – купить обувь было не на что.

Зато Александр Салагаев четко понимал, что не хочет бросать любимую профессию. Позже на него вышла служба "Мнение" из Москвы - они первыми в постсоветской России стали проводить социологические опросы. Москвичи начали слать Александру по факсу анкеты, на Главпочтамт – в Казани из всех почтовых отделений факс был только там. Они их получали, множили, раздавали интервьюерам. Потом, итоги отсылали с проводником в Москву. Александр Салагаев регулярно ездил в Москву. Тогда руководителем "Мнения" был бывший комсомольский работник, который открыл офис своей фирмы прямо в собственной квартире. Расплачивался он наличными, долларами.

- Потом с нами начал работать ВЦИОМ. Забавно, но в 1993 году в нашу лабораторию зашел странноватого вида человек, представился американцем, сказал, что действует в рамках программы "Модемы для демократии" и подарил нам модем. Благодаря чему мы стали общаться со столицей при помощи электронной почты, - поделился Александр. - Когда все сотрудников лаборатории перевели на четверть ставки, мне пришлось ее закрыть. Я перебрался в КХТИ, там нам отвели часть коридора. Очень многие неодобрительно косились на нас, но в итоге мы выжили.

После Александру предложили помещение по 70 рублей за квадратный метр в Единой арендной системе на Сибирском тракте, и он с удовольствием согласился.Сделал там ремонт, поставил новые окна. Но за год хозяева повысили арендную плату в пять раз. Александр чуть не вылетел из бизнеса. И это при том, что хозяином этой конторы был его бывший студент, с которым у него в годы учебы не было конфликтов. В итоге, они сняли офис на Булаке, и оказалось, что в самом центре города арендовать помещение было гораздо дешевле. Московский Фонд "Общественное мнение (ФОМ) предложил им создать филиал.

- Я стал генеральным директором регионального отделения, но через какое-то время понял, что способен делать собственное дело. Структура работы филиала была такова: я ежегодно ездил в Москву, отчитывался, и там принимали решение продлевать ли с нами контракт или нет. В конце концов, мне надоел такой подход, захотелось самостоятельности, - рассказал Салагаев. - Я забрал часть мебели и компьютеров. И какую-то часть заказчиков. Так, появился Центр аналитических исследований и разработок (ЦАИР). Первое время работали на съемной квартире, потом появился и собственный офис.

"От науки мы постепенно ушли, и пришли к бизнесу"

- Я изначально хотел, чтобы ЦАИР был ориентирован на социологические исследования, научные работы. Но не отвергал никакие другие. Поэтому мы работали по трем направлениям: социальным исследованиям по грантам, мониторингу общественного мнения и маркетинговым исследованиям, - вспоминал председатель совета директоров ЦАИР. -  Поначалу последние составляли самую малую долю наших заказов, поскольку цивилизованного рынка в России еще не было. А сейчас 80% работ, которые выполняет наша компания, приходятся на маркетинговые исследования.

Советы начинающим бизнесменам:

1. Нужно собрать команду. Бизнес - дело ненадежное, стабильности в нем мало. Если вы, конечно, не занимаетесь экспортом нефти или газа. А так, заказы то есть, то их нет, то объемы растут, то наблюдается затишье. Поэтому очень важно собрать людей, которые останутся в деле, даже если последуют временные трудности и неудачи. И будет лучше, если вы будете знать их, причем, смогли где-то проверить их профессиональные и человеческие качества. Свою команду я набирал из собственных студентов и аспирантов.

2. Старайтесь всегда быть лучше конкурентов. Чтобы быть успешным следует идти на шаг впереди. Потому, что кто быстрее, тот и побеждает. Всегда будьте в центре информации, изучайте опыт тех, кто начинал раньше, учитесь, узнавайте, как ведут этот бизнес во всем мире. Прогрессивные технологии, новые связи, знакомства – это никогда не лишнее. И ни в коем случае не останавливайтесь на достигнутом. Бизнес-среда очень подвижна.

3. Не живите сиюминутной выгодой, работайте на перспективу. Вы должны видеть дело в развитии,  а не думать только о том, как заработать здесь и сейчас. Принцип: "Сделай шаг и дай мне рубль" может оттолкнуть от вас тех, кто мог бы через год помочь заработать вам миллион. Чтобы получить, нужно сначала вложить.

4. Будьте ответственны. Работая в вузе, я вижу, что одной из дурных черт многих представителей современной молодежи является безответственность. И, к сожалению, это можно считать результатом системы высшего образования. Человек сидит в аудитории, может слушать, а может  не слушать, может ходить на лекции, а может и не ходить. Зачеты и экзамены все равно проходят не чаще, чем раз в полгода. Выработанные в молодом возрасте такие черты характера переносятся и во взрослую жизнь. В результате, вчерашний студент не выполняет работу в срок, срывает обязательства перред партнерами, не считается с корпоративными интересами. Если в вас есть хотя бы частичка подобного отношения к жизни – изживайте. И не работайте с людьми, которые относятся к своей работе подобным образом. 

Алексей Топоров, 05.01.2012, 18:23

Нашли ошибку? Выделите фразу и нажмите Ctrl+Enter

Узнай больше! Вступай в группу нашего города:

    Комментарии

    06 января 2012, 15:18
    лучше у чубайса спросите.
    Недавно рыжий урок дал- берешь кирпич, говоришь- смотрите, это нано-за просмотр деньги берешь.все аккурат.
    Согласны с автором?
    Hydro07 января 2012, 13:40
    Выбить гранд у спонсора и распилить его!!!
    Согласны с автором?
    Ivan Matuykhin07 января 2012, 20:07
    "Но за год хозяева повысили арендную плату в пять раз. Александр чуть не вылетел из бизнеса. И это при том, что хозяином этой конторы был его бывший студент, с которым у него в годы учебы не было конфликтов" - студент то этот Семин что ли?
    Согласны с автором?
    Эрланг11 января 2012, 12:59
    опять ни о чем....
    Согласны с автором?

    Добавить комментарий

    Внимание! Правилами сайта запрещается использовать мат и высказываться оскорбительно по отношению к другим людям

    или авторизуйтесь

      Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> и ссылки http://youtube.com/watch?v=VIDEO
    Прикрепите фотографии (jpg, gif и png)
    Внимание! Совершая любые действия на сайте, вы принимаете условия «Cоглашения» и соглашаетесь с «Политикой защиты и обработки персональных данных»

    Нужен ли мусоросжигательный завод в Казани?

    До окончания голосования осталось:
    НуженНужен, но подальше от населенных пунктовНе нужен
    Голосов: 21
    Голосовать
    Голосов: 103
    Голосовать
    Голосов: 19
    Голосовать
    Сетевое издание www.prokazan.ru. Учредитель ООО «Проказан». Cвидетельство о регистрации www.ProKazan.ru ЭЛ № ФС77-44757 от 25.04.2011, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Директор: Кривокорытов Антон Викторович. Главный редактор: Потехина Евгения Александровна.
    Редакция портала ProKazan.ru 519-45-09
    420066, г. Казань, ул. Декабристов, 2
    E-mail: news@prokazan.ru
    E-mail главного редактора (сотрудничество): j.potekhina@prokazan.ru

    Предложить свою новость
    Наш партнер
    Редакция газеты «Город» +7(843) 519-45-00
    Размещение рекламы в газете «Город»
    +7-987-401-71-27, UMedia.pro
    Отдел службы распространения:
    +7-937-288-93-93, dostavka@prokazan.ru
    Размещение рекламы на сайте ProKazan.ru
    +7 917 911 22 52,
    dinara@prokazan.ru
    Расценки на размещение рекламы
    Технические требования для баннеров Требования для рекламных статей
    При частичном или полном воспроизведении материалов новостного портала www.ProKazan.ru в печатных изданиях, а также теле- радиосообщениях ссылка на издание обязательна. При использовании в Интернет-изданиях прямая гиперссылка на ресурс обязательна. Использование эксклюзивных фотографий портала без разрешения редакции запрещено, в случае нарушения данных требований будут применены нормы законодательства РФ. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте ProKazan.ru и его субдоменах.
    Материалы, отмеченные знаком , размещены на коммерческой основе (реклама). Возрастная категория сайта 16+
    Городской портал Казани — ProKazan.ru © 2009-2016
    Портал работает по технологии «ProSmi» © 2012-2016
    U-media Рейтинг@Mail.ru