Владелец успешной компании по доставке цветов: "Своей жене букетов не дарю!"

Как врач стал бизнесменом

Петр Талантов родился в "медицинской" семье, и ему уже изначально было суждено пойти по этой стезе. В 23 года молодой человек закончил медицинский университет, поступил в аспирантуру…

- Идея создания собственного бизнеса мне пришла 12 лет назад, когда я понял, что нужно зарабатывать деньги. Мне было 25 лет, зарплата была очень небольшой, к тому же жена — тоже медик. Почему не открыл собственную клинику, как многие врачи? Для этого требовались серьёзные вложения, а денег у меня, к сожалению, не было совсем. Много коллег из медицины ушли представителями в фармкомпании, я тоже попробовал трудоустроиться подобным образом, но, увы, не был взят на работу... Тогда и подумал о собственном бизнесе.

Главная проблема была в том, что первоначального капитала у Петра не было вообще. А как можно создать свое дело без денег? Талантов решил заняться удалённой доставкой цветов, подобный бизнес не требовал вложений, рынок был абсолютно не освоен.

- Первое, что я сделал - открыл интернет-магазин, это было довольно нетипичным для бизнес-проектов того времени.

Сайт Талантов сделал самостоятельно, освоив несложные технологии. На подключение к приему платежей через интернет требовалось 350 долларов, их начинающий предприниматель одолжил у брата (через два месяца он уже вернул долг).

Звонил клиентам, сидя дома в "трениках"

- У меня не было сотрудников вообще, первые полгода я работал прямо из дома, - вспоминает Петр Талантов. - Сидел у себя в комнате за компьютером, с телефоном, факсом (его я получил "по бартеру", сделав сайт для знакомых). Еще до старта нашел 10-15 партнеров в крупных городах. Как я с ними договорился? Звонил в цветочные салоны (сидя дома, буквально в "трениках"), солидным голосом представлялся: "Здравствуйте, с вами говорит "Российская Флористическая Сеть"! Мы хотим предложить вам сотрудничество!" Я убеждал людей со мной работать, все строилось только на доверии… И мне верили.

Первыми клиентами молодой компании "Флорист.ру" были иностранцы, которые отправляли букеты российским женщинам. 1999 год стал кризисным в России, покупательская способность упала. Поэтому первая версия сайта Талантова была на английском языке.

- Я продвигал сайт в различных иностранных сообществах, где обсуждали поиск русских невест, проблему получения визы. Там я размещал рекламу своих услуг. Дюжину роз можно было заказать за 90 долларов — для России это огромные деньги, для западных стран — совсем небольшие. Мне рассказывал брат, который в тот момент работал в США, что его коллега заказал через мой сайт букет в Россию: "Букет на другой конец Земли всего за сто долларов! Это невероятно!" Брат не стал рассказывать, что "Флорист.ру" - российская компания.

На сегодняшний день таких клиентов намного меньше, мода на российских невест ушла, зато отечественные потребители стали заказывать цветы гораздо чаще.

- Я работал по безналичному расчету. Самое неприятное было, когда салоны, с которыми мы сотрудничали, не имели своего расчетного счета. Приходилось идти на телеграф, переводить деньги директорам цветочных магазинов. Случаев непорядочности было мало, в основном все вели себя очень достойно.

Спасали базу клиентов от пожара

Первый сотрудник, которого нанял Петр Талантов - менеджер по работе с клиентами. Тогда же появилась и потребность в аренде офиса – сотрудников к себе домой приводить неразумно.

- Это была девушка по имени Алла, которая в основном сидела на телефоне. С ней мы пережили первое испытание - сильный пожар. Мы тогда снимали помещение в центре, за клубом "Арена".
В здании случилось замыкание электропроводки, огонь мгновенно перекинулся на стены, обшитые «вагонкой», в какой-то момент отрезав Петра и его сотрудницу от выхода, повалил густой желтый дым.

- Мы вслепую выбрались из здания, когда нас все уже мысленно похоронили. Выйдя на улицу, я понял, что компьютеры-то остались внутри. А в них все контакты клиентов. Так как офис был невысоко, я забрался на второй этаж, выломал решетки, кулаком разбил стекло, залез в свой кабинет и вытащил системный блок. Потом приехало телевидение - это было мое первое появление на экране. Друзья рассказывали, что видели меня с безумными глазами, окровавленными руками и компом в руках. Это, конечно, производило сильное впечатление...

Почему Петр Талантов не собирается в Москву

- У нас есть розничный магазин в Москве, корпоративный офис (много наших крупных клиентов из столицы России) и производство, но мы управляем всем из Казани. Компания за эти годы очень сильно выросла, всего у нас порядка 70 сотрудников, московских и казанских. Со столичными коллегами много общаемся по скайпу, ездим туда, они - к нам. Но сам лично я никогда не думал переезжать в Москву, меня убивает даже мысль о пробках. В Казани я еду до работы пять минут, а в первопрестольной на дорогу бы тратил по три часа. В Москве очень дорогая рабочая сила, зарплатный фонд при переезде компании вырос бы в 1,5 -2 раза. К тому же у нас очень много сотрудников, которые давно с нами, и они вряд ли смогут бросить все и уехать в столицу.

Проверяем наших партнеров "подсадными утками"

Сеть партнеров компании "Флорист.ру" постоянно росла и в настоящее время охватывает практически весь мир. – Сейчас главное для нас не экстенсивное развитие, а качество услуг, - рассказывает Петр Талантов. - Контроль за ним осуществляется самыми различными способами. Так, например, у нас есть программа "подсадная утка", когда наши "агенты" заказывают у партнеров цветы и конфеты, оценивая работу курьера, качество букета, своевременность доставки.

Блиц-опрос

- Что вы бы посоветовали начинающему предпринимателю?
- Я не жалею, что занялся бизнесом. Тем более затрат у меня на первом этапе не было никаких. Сегодня, к сожалению, уже нет тех свободных ниш, которые были, когда я начинал. Зато сейчас легче найти инвесторов, если у тебя есть адекватная идея. Самое главное — научиться «считать», мало кто сегодня может объяснить, как заработать на своей идее. А это необходимо!

- А как часто вы дарите цветы жене и дочке?
- Не очень часто, у нас дома цветы перестали восприниматься как нечто необычное... Я как-то решил подарить жене красивый букет просто так, пришел домой, а супруга спросила: "Что, со съемки каталога остался?" С тех пор дарю реже, стараюсь делать другие подарки.

- Какие цветы у нас чаще всего заказывают?
- В России, к сожалению, чаще всего розы, а ведь существует множество других цветов! Хочется посоветовать: выбирайте разнообразие! По-моему, всегда лучше отдавать предпочтение композициям, в которых присутствует некая "изюминка", обладающим художественной ценностью, а не просто соединённым вместе цветам. К сожалению, у нас пока ещё больше "продавцов цветов", а не флористов, но есть и замечательные мастера своего дела.

- Поделитесь планами на будущее?
- Мы надеемся за несколько лет поменять казанский цветочный рынок и показать всем, что такое настоящая флористика.

Интересный факт Однажды Петру Талантову даже пришлось писать объяснительную в милицию. Один из клиентов заказал своей знакомой рождественский венок, дама приняла его за похоронный и тут же вызвала оперативников…