Александр Лысовский рассказал в Казани, как заработать на компьютерных играх

Компания “Alawar”, известная в России как разработчик "Веселой фермы" и "Монтесума", появилась в Новосибирске в 90-е годы. Несколько студентов Новосибирского государственного университета очень любили играть в игры, а своих компьютеров не было. Чтобы их пускали в компьютерный класс, они начали "писать" игры для лаборанта университета. А уже чуть позже у молодых людей появились первые заказы на игры и свой небольшой доход...

Когда начался кризис в 1998 году и цены на игры резко упали, двое из этой команды студентов решили основать свою компанию "Аlawar” и продавать свои игры через Интернет в западные страны. У молодых людей получилось не только создавать игры, но и продвигать их на зарубежный рынок, получая неплохие деньги. Когда к предпринимателям стали обращаться мелкие разработчики за помощью, молодые люди создали свое агентство по продвижению мелких разработчиков, а затем компания "Alawar" стала издателем... Корреспонденту портала ProKazan.ru удалось пообщаться с одним из создателей компании "Alawar" Александром Лысовским.


- Чем именно сегодня занимается ваша компания?
- Сегодня мы всего лишь издатели, то есть игр мы не производим. К нам приходит команда разработчиков, которые предлагают идею по созданию игры. Если идея нам нравится, мы выделяем на это деньги — от десяти до нескольких сот тысяч долларов и помогаем с разработкой.

- Что такое "казуальные" игры, которые вы в-основном выпускаете?
- Это "легкие" и несложные игры, которые, тем не менее, очень популярны. Чтобы в них играть, не нужно приобретать супер-дорогие компьютеры и приставки — достаточно иметь популярные модели телефонов или "средний" компьютер. Они затягивают не менее их "старших" братьев.

- Может ли молодой парень из Казани и несколько его друзей прийти к вам с желанием создать самую великую игру всех времен и осуществить его?
- Да, конечно. Каждую неделю у нас проходит защита проектов мобильных игр, а раз в месяц — компьютерных. Собирается совет директоров, и один из разработчиков рассказывает все об игре: как она будет выглядеть, что будет делать каждый персонаж, какая музыка будет в игре и т. д Если проект проходит защиту, то мы заключаем контракт, по которому прибыль от продаж игры делим в определенной пропорции с разработчиками. Потом выделяем определенную сумму денег на первоначальный этап создания и помогаем своими специалистами. Игру делают несколько месяцев по схеме: сделал разработчик определенный этап, получает следующую порцию денег. Когда игра готова, мы ее отдаем на тестирование: собирается фокус-группа, например, домохозяек, которые первыми оценивают игру и говорят обо всех обнаруженных недостатках.

После этого игра попадает в отдел маркетинга, где начинается ее продвижение, реклама и т. д., когда продукт окончательного готов к продажам, специалисты-дистрибьюторы начинают ее продажи. В основном, 85% игр продаются по Интернету, остальная часть — на дисках.

- Как вы понимаете, что игра будет популярной? Только по фокус-группам?
- У нас такой большой опыт запуска игр, что чаще всего мы уже заранее знаем, какие игры нужны, какие нет, а какие игры принесут большую прибыль.

- Известны ли вам разработчики игр из Казани?
- Такие разработчики есть, но их очень мало. Всего 2-3 разработки на весь город. Надеюсь, что будет больше.

- А не планируете ли вы создавать игры к определенным событиям? Например, у нас скоро пройдет Универсиада — отличный повод для создания тематической игры!
- Знаете, все-таки разработка игр — это бизнес. Специально создавать игру под Универсиаду в целом не совсем выгодно — событие пройдет, и про него, как и про игру, забудут. Под различные поводы и даты мы, чаще всего, выпускаем дополнения к уже созданным играм, например, к нашим персонажам к Новому году "приделываем" новогодние шапочки, а саму игру украшиваем елочками.

- Какое впечатление оставила у вас Казань?
- Это классный город и республика, у которых продвинутое правительство, развиваются электронные госуслуги, есть огромный потенциал в виде IT-парка и планируемой IT-деревни. Сейчас в России нет ни одного города, который мог бы называться IT-столицей нашей страны, у Казани — все шансы получить этот титул. У вас очень правильный президент и продвинутый министр связи, чиновники с "айпадами".


- Вы первый раз в Казани, что вы думали о городе и Татарстане раньше?
- Первые ассоциации, которые рождаются при упоминании вашего региона — это нефть, сабантуй, «Рубин» и татары. Но нет компаний, которые бы отсюда вышли и стали известны за пределами республики. Нет сильного бренда Казани за пределами города. Зато таким брендом может стать ваш IT-парк и уже совсем скоро.

- У Вас главный офис в Новосибирске. Почему не в Москве?
- Мы живем и работаем в экологически чистом районе Новосибирска, в 40-км от основного города, мы называем свой городок "Силиконовая тайга". Там многие компании, университеты... Это отличный город! Да, в Москве удобнее вести бизнес, там сконцентрированы практически все компании, у нас там много партнеров. Но для жизни Москва — самый неудобный город: постоянные пробки, смог.


- Как проходит обычный будний день генерального директора компании "Alawar"?
- У нас в компании принято поздно начинать работу — в 11 часов. Есть отделы, которые работают и с девяти. С утра отвожу детей в садик, школу и приезжаю на работу. Моя работа, в целом, руководящая, я не занимаюсь разработкой игр. За день у меня огромное количество совещаний, общение с сотрудниками, переписки. Часто совещания проходят по скайпу, так как у нас филиалы компаний в 5 городах. Заканчивается рабочий день в семь вечера.

- Что можете посоветовать молодым разработчикам игр?
- Сейчас без издателя очень сложно, нужно лично пообщаться с каждым, сравнить условия. Обязательно выяснить ситуацию на рынке, сложно, сидя в каморке придумать игру, которая бы пользовалась спросом.

- Какими качествами должен обладать начинающий стартапер, разработчик игр?
- Игра очень сложный продукт. Это работа 3-4 человека минимум. Стартапер должен быть хорошим коммуникатором, нужно уметь договариваться с сотрудниками, с партнерами, с издателями...