Как продать видеомагнитофон и раскрутить успешный и уникальный брэнд одежды

Salmi – российская сеть магазинов женской одежды. Первый магазин компания открыла в Кирове в 2001 году. Сейчас бренд представлен в более 20 городах России. В 2010 магазин Salmi был открыт в Казани в торговом центре "Кольцо".

Западных сетей в российском рынке очень много

- Торговля одеждой, обувью и аксессуарами в отечественной рознице - второй по величине и темпам роста сегмент после продуктового ритейла. По данным на конец 2010, российский рынок одежды оценивался в 51 миллиард долларов. За последние 5 лет рынок растет в среднем от 18% до 30% в год. Из-за кризиса самыми низкими темпы роста были, конечно, в 2008-2009 году, - рассказывает об отрасли в целом Михаил Салмин, всегда следит за динамикой и настроением рынка.

По его словам, если говорить о сегментах, лидер, естественно, женская одежда: 46% рынка, мужская - 31%, детская -17%, спецодежда - 4%, молодежная - 2%. Доминирует дешевая одежда китайского и турецкого производства - с завидным мастерством и скоростью копируют новинки европейских брендов (60% - 72% от общего числа поставляемой на рынок одежды). Западных сетей на рынке - более 140 (объем некоторых из них может достигать 150 миллионов долларов в год).

- Хорошая тенденция последних лет, в которую и попала наша компания, - увеличение объема одежды российского производства, которая занимает лишь 25% рынка, - продолжает Михаил. - В основном это средний и низкий ценовой сегмент.

Объемы рынка делятся в таких же соотношениях: рынок женской одежды по предварительной оценке в 2011 году составит около 26 млрд долларов, мужской - до 18, детской - 8,7 млрд долларов. Кстати, наибольший рост российских поставщиков заметен на рынке детской одежды и на рынке спецодежды- больший спрос и большая наценка.

- Чтобы конкурировать с с международными брэндами, российским компаниям нужно создавать очень сильно раскрученную марку, всегда иметь огромный ассортимент, уметь быстро отражать настроения моды, постоянно обновлять коллекции и легко настраивать дистрибьюторскую сеть. Тут лучшее решение - продажи напрямую, без ритейлеров, - считает Михаил. - В конце 90-х-начале 2000-ных некоторые российские швейные фабрики так и сделали: начали создавать собственные розничные сети. Лидеры здесь Sela (более 20 магазинов в Москве и более 500 в регионах), "Твое" (более 20 магазинов в Москве и более 120 в регионах) и Finn Flare (около 20 в Москве и более 120 в регионах). Они пошли по пути европейских брендов: за собой закрепляют дизайн, продвижение, а производство размещают в Китае, Индии или Турции.

Начали бизнес с того, что продали дорогой видеомагнитофон! На вырученные деньги отец поехал в Белоруссию, закупил ткани. Мама сшила платья - и мы продавали на рынке.

Есть и исключения - например, компания "Глория Джинс", которая в середине 2000-ных была крупнейшей отраслевой компанией в России (годовой оборот - около 175 млн доллпров). Компания строила производственную базу в депрессивных регионах (например, в городе Шахты Ростовской области), которые по стоимости труда сопоставимы с Китаем: швеи-мотористки там получают в среднем 200 долларов в месяц, работая по 14 часов в день.

Как все начиналось

- На этом фоне то, что нам удалось организовать свое производство в Кирове - действительно достижение, - рассказывает Михаил. - Компания "Salmi" появилась в 1997 году. Это была инициатива моей мамы Ольги Геннадьевны Салминой. Она закончила технологический институт и блестяще умела шить. Умение переросло в бизнес, вернее - в дело всей жизни. А начали бизнес с того, что продали дорогой видеомагнитофон! На вырученные деньги отец поехал в Белоруссию, закупил ткани. Мама сшила платья - и мы продавали на рынке. Тогда все вещи сметали сразу же. Заработанные деньги снова тратили на ткань - и так по кругу. Когда семья перестала справляться сама с таким объемом шитья - наняли несколько швей. Производство было прямо у нас дома - тут же шили, тут же хранили готовую продукцию. Объем продукции все увеличивался, спрос тоже - стали искать новые рынки сбыта. Тогда решили просто ездить по городам, показывать продукцию и сдавать на реализацию по оптовой стоимости. Время было непростое - конец 90-х: самый сложный вопрос тогда - доверие, было много обмана, деньги за товар порой получить было не просто. Были случаи, когда мы оставались и без денег, и без товара...

Фамильный бренд

- Название для компании появилось лишь пару лет спустя после начала работы — в 2000 году. Бренд "Salmi" - это фамильный бренд, образованный от сокращения нашей фамилии Салмины. У нас семейный бизнес, своя история, в городах, где мы работаем давно, нас знают очень хорошо. То, что дали компании свое имя - помните как у русских купцов, фабрикантов: свою фамилию в название магазина, значит, именем своим, родом отвечаем за качество товара - так и у нас. Сейчас Сергей Валерьевич, мой отец, решает глобальные вопросы развития бизнеса: в каких городах будем открывать магазины, какую стратегию развития бизнеса будем выбирать. Мама - руководитель производственного предприятия, главный "двигатель". Она же разрабатывает все коллекции - поэтому часто бывает за границей, больше всего ее вдохновляет Италия. Я отвечаю за работу всех магазинов, веду учетную систему, доношу сведения до руководства, работаю с персоналом, смотрю на работу с покупателем.

Люблю фразу Марк Твена: "Человека красит одежда. Голые люди имеют крайне малое влияние в обществе, а то и совсем никакого".

Сейчас наши клиенты - женщины от 18 до 50 лет, хотя и начинали с расширенного ассортимента — мужской и женской одежды. Со временем, от первого отказались - мужчины ж покупают чуть не в 3 раза меньше. Быстро развивающийся рынок - рынок молодежной одежды, молодые люди энергичнее и последовательнее следуют моде. Но, несмотря на это, мы не отходим от своего направления: производства женской деловой одежды. Считаю, деловой костюм обязателен в гардеробе успешного человека любого возраста. Порой что мужчине, что женщине без деловой "двойки" обойтись просто нельзя. Ничто так не создает рабочего вдохновения, не придает статусности как деловой костюм. Еще люблю фразу Марк Твена: "Человека красит одежда. Голые люди имеют крайне малое влияние в обществе, а то и совсем никакого".

Но деловая одежда не ограничивается только костюмом, мы стараемся всегда создавать что то новенькое - добавляем детали в лекала, меняем и совершенствуем покрой, играем с тканями, настроениями. К каждому сезону - новая коллекция. В конце сезона - как обычно: скидки, где распродаем весь оставшийся товар.

Развиваем сеть

История же развития нашей компании определена одной важной особенностью рынка одежды. Наиболее эффективный вариант ведения бизнеса: сочетание "собственное производство + ритейл". К этому и стремятся отечественные сети. Вот и мы в 2001 году открыли свое предприятие - швейное производство. Правда, с тех пор 3 раза уже меняли места - то "недобросовестность арендаторов", то рейдерский захват... Сейчас остановились в бывшем фабричном здании в центре города. Сегодня в цехе работает более 100 швей на самом новом оборудовании. Конечно, непросто было наладить процесс роста компании - малому бизнесу тем более, только кредиты в банке - а что еще могло помочь?

Сейчас на рынке масс-маркет основная тенденция - вымирание небольших магазинов. Выживают либо крупные торговые точки, либо сети. Потребитель все больше и больше ориентируется на конкретный бренд. Поняв это, мы сделали ставку на раскрутку нашего бренда. Вообще же, производители, стремясь занять перспективный рынок, развиваются по франшизе, предоставляя при этом часто выгодные условия для партнеров. Сегодня у нас в городе-"производителе" есть только один магазин. Все остальная продукция либо сбывается по франшизе, либо мы сами открываем точки в регионах. Сегодня нашу продукцию можно купить в около 20 городах: Пермь, Екатеринбург, Казань, Москва, Нижний Новгород, Хабаровск, Ижевск, Ростов-на дону, Воронеж...

Условия сети у всех разные. Зависит от населения города, его особенностей. Самое главное - чтобы в магазине соблюдались правила использования бренда. Помогаем с расчетом суммы закупки товара, определением площади магазина, помогаем по всем нюансам, которые касаются становления магазина. У нас нет диких требований как у заграничных брендов: по закупке плитки для зала, особых манекенов, оборудования - так что стоимость оснащения торговой площади получается от 300 долларов на метр. На оснащение такого помещения придется выложить около 60 тысяч долларов плюс 100 тысяч долларов уходит на закупку коллекции. У нас все проще.

Конечно, в новых городах сложнее, компанию не знают, но здесь вопрос времени и грамотного маркетинга, после чего, покупательницы привязываются к бренду и уже не откажутся ни за что приобрести фирменную блузку, платье, костюм, жакет.

Главный плюс торговли одеждой - хорошая доходность. В лучших случаях бывает 20-25%, в то время как в продовольственном секторе - 6-10%, а по бытовой технике - всего 3-5%. Но этот бизнес очень рискованный. Если "провалилась" одна коллекция - это все! Не на что закупить ткань, оплачивать работу, аренду... Нужно очень глубоко следить за всеми тенденциями моды и особенностями регионов, знать, куда какой отправлять товар.

Во время кризиса нам наоборот удалось дать развитие компании. С повышением цены на доллар наш бизнес стал доходнее, ведь мы не просто продаем одежу, но и шьем ее в своей стране. А производство большинства европейских брендов находится в Китае, где рабочая сила стала обходиться дороже во время кризиса.

У нас нет диких требований как у заграничных брендов: по закупке плитки для зала, особых манекенов, оборудования.

Как все российские производители, мы стали чувствовать себя увереннее, стали расширяться. Освобождались хорошие арендные площади, покупатель все чаще стал обращаться к нам, и наши не высокие цены (в среднем 4500-6500 рублей за деловой костюм) и хорошее качество полностью устраивали потребителей.

Развитие не остановим и сейчас, увеличиваем производство, в планах и рынки других стран. Но пока слишком дорога поставка товара.