Оригинальная "до последнего болта". Как в Казани реставрируют автомобиль первых лиц СССР

Казанец Фаниль Фахритдинов занимается восстановлением автомобилями советского производства, преимущественно так называемые автомобили с правительственного гаража. Он рассказал ProKazan.ru об отреставрированном автомобиле ЗИМ ГАЗ 15 1957 года выпуска: модель, которую использовали первые лица советского государства.

Фаниль Фахритдинов коллекционирует советские автомобили

Чем реставрация отличается от обычного ремонта?

- При реставрации авто разбирается весь, до последнего винта. И стоят разные задачи: не поставить машину на ход, а собрать его в первозданном виде, таким, какой он выходил с завода. То есть современные детали, собственно-конструкторные изобретения при реставрации не допускаются. Не путайте с тюнингом, с обычным восстановлением. Цель реставрации - восстановит культурную ценность, которой и является автомобиль 1957 года.

Такие требования установлены раз и навсегда?

- С каждым годом требования к реставрации все больше и больше, выполнять все совершеннее и совершеннее. Есть люди, которые при работах мечтают содрать старую краску, разбавить ее и покрыть автомобиль снова этой же краской. Это, конечно, люди фанатичные донельзя. Но не удивлюсь, что когда-нибудь это станет нормой.

Что входит в процесс реставрации?

- Реставрация включает в себя восстановление всех узлов, агрегатов и деталей. Вплоть до максимального сохранения родных, оригинальных болтов и гаек. Или по крайней мере точная их копия. Но большую ценность имеют детали, которые изначально были именно на этом автомобиле. Например хомуты здесь были абсолютно ржавые, но мы их специальным раствором обрабатывали, и они стали как новые.

Даже мелкие детали в автомобиле оригинальные

Что все-таки пришлось докупить?

- Часть деталей конечно пришлось купить. Слава богу, в этом отношении сейчас хорошо работает Интернет. Но есть некоторые вещи, которые даже если и не эксплуатировались, то все равно пришли в негодность. Например, хромированные детали, то они в любом случае утратили тот блеск просто от хранения.

Реставраторы смогли сохранить даже заводскую этикетку

Наверняка приходится сталкиваться с разными технологиями?

- Двигатель менять не пришлось, но пришлось сделать капитальный ремонт вплоть до таких вещей как напыление бабита. Бабит - это такой материал, который напыляется на тела вращения. Он выполняет функцию подшипников. Это старая технология, сейчас она тоже используется, но реже.

Объемный багажник использовался для установки радиоаппаратуры. По словам Фанира Фахритдинова, сюда поместится 10 мешков картошки

Какие трудности несет за собой такая реставрация?

- Мы работаем по чертежам, чтобы добиться абсолютной точности. Например, пороги на ЗИМ изготовили только с пятого раза. Форма там закругленная, не сразу получалась. Мы заказываем только заготовку, до ума доводим сами в ручную.

Как восстанавливали салон?

- Ткань в салоне именно той фактуры, которая была в то время. Приходилось мотаться с образцами в Москву, искать. Сейчас такое сукно не производится: 700 грамм шерсти на квадратный метр. Заводы готовы были изготовить такую ткань, но при заказе минимум 1 километр. Кому нужно перестраивать конвейер из-за 20 метров? В конце-концов нам изготовили ее в Белоруссии.

Кроме основных передниих и задних сидений, в авто есть и дополнительные выдвижные кресла - для охраны

Сколько времени ушло на работы?

- На восстановление автомобиля ушло около 5 лет. Начинали, останавливали, потом снова продолжали работу. Из автохлама мы сделали картинку. Основная работа заняла первые 2 года, дальше было легче.

Сколько стоит такое увлечение?

- Очень дорого. Я не считаю, иногда бывает, что надо найти какую-то вожделенную вещь, которую я могу достать только в одном месте. Я сейчас восстанавливаю “Чайку кабриолет” и я знаю, где есть единственные родные двери от этого автомобиля. Человек просит тысячу долларов за две двери. Он может и назвать и 10 тысяч долларов, если у него купят. Но эти двери уникальны, их больше нет нигде. Все зависит от продавца и от возможностей покупателя.

Радиоприемник в салоне настроен на советские волны

Как реагируют люди?

- Везде удивляются, зачем такое старье? Вот замените на это, более качественное, более удобное! Нет, нам надо именно оригинальное. И это того стоит.

Справка
Автомобиль ЗИМ ГАЗ 15 выпускался в СССР с 1955 года. Модель была популярна среди первых лиц государства: Брежнев, Андропов, Гагарин… Благодаря использованию машины членами правительства, в народе автомобиль получил прозвище "членовозка".