Как "Да Винчи" помогает победить рак. Интервью с зарубежным профессором

Современный ритм жизни и плохая экология ухудшает здоровье людей, и нередко ситуацию можно решить только с помощью операции. Помощь хирургов нужна и в случае заболеваний раком, которые становятся, к сожалению, частым явлением в России и других странах мира. Однако, если раньше приходилось удалять орган или ткани при онкологическом заболевании, то сейчас можно обойтись и без этого. Кроме того, на помощь медикам приходят новые технологии: врач может обойтись без больших разрезов. О новых прогрессивных методах в хирургии рассказал нам зарубежный профессор-онколог известной турецко-американской клиники в Стамбуле, член Американской коллегии хирургов, Метин Чакмакчи.

Досье: Метин Чакмакчи

Профессор, член Американских коллегии хирургов (FACS), член Американского общества медицинских директоров. Автор статей в международных и национальных книгах, обладатель научно-исследовательской премии

Сферы деятельности:
Хирургическая Онкология, Общая хирургия


Образование и опыт

  • Университет Istanbul Erkek Lisesi;
  • Медицинский факультет Hacettepe University;
  • Департамент хирургии, университет Южной Алабамы, США (Burn and trauma service of the Department of Surgery, University of South Alabama USA);
  • Военный медицинский госпиталь Испарта (Isparta Military Hospital);
  • Государственный госпиталь Малкара (Malkara State Hospital); Департамент общей хирургии, отделение интенсивной терапии,
  • Университетский госпиталь Цюриха, Швейцария (Surgical Intensive Care Unit, Department of General Surgery, University Hospital, Zürich, Swiss);
  • Госпиталь Анадолу (Anadolu Medical Center)./


- В вашей биографии указано, что вы долгое время работа в США, а также занимались травматологией. Почему вернулись в Турцию и выбрали хирургию?


- Я не представляю жизни ни в какой другой стране, кроме родной Турции, где живет моя семья. Что касается предыдущего опыта, то раньше я занимался неотложной медициной, возглавлял травматологический центр при Университете. Однако сейчас я не веду дела в этой сфере, специализируюсь на хирургической онкологии и общей хирургии.


Тем не менее, я поддерживаю связь с коллегами из США, точнее, с известной клиникой в Балтиморе - Джонс Хопксинс Медисин. Это позволяет обмениваться опытом.

- Мы привыкли, что традиционная хирургия - это большие открытые операции, много крови, большие разрезы, долгая госпитализация. Что нового появилось в этой области? Можно ли избежать таких травматичных операций, чтобы не требовалось переливание крови, причинялось меньше боли пациенту?

- Речь идет о малоинвазивной хирургии. Раньше это была только лапароскопическая хирургия. Сейчас появилась новая технология - роботическая хирургия. Мы «проникаем» в организм не вручную, с помощью скальпелей, а через малозаметные отверстия с помощью небольших инструментов.


- Каким образом хирургу удается видеть, что происходит внутри?


- Приведу в качестве примера операцию на брюшной полости. Мы делаем небольшое отверстие, заполняем полость инертным газом, безопасным для организма. Через разрез у пупка вводятся небольшие манипуляторы. Также через мини-отверстие внедряем камеру. Хирург видит ход операции с помощью специальной сложной установки - консоли, за которой он работает, а другие врачи отслеживают происходящее на экране. При этом нам не приходится разрезать ткани живота — меньше крови, меньше боли, почти нет швов и шрамов. Это позволяет быстрее выписать пациента из больницы.


- Вы сказали, что хирург работает за специальной установкой. Можете подробнее рассказать о ней? Речь идет о хирургических роботах?

- Да, речь идет о хирургическом роботе da Vinci («Да Винчи»). Он не заменяет хирурга, не оперирует - он контролирует инструменты внутри человека. Это как раз и есть роботическая хирургия, которая применяется во многих прогрессивных клиниках мира. Сама система состоит из консоли хирурга и установки с манипуляторами и камерой. То есть формально хирург оперирует удаленно, рядом с паициентом.

Первая версия «да Винчи» появилась в 1999 году, в 2001 году провели удаленную операцию — пациент и ассистент находились в Страсбурге, хирург - в Нью-Йорке. Но сейчас удаленные операции не проводятся, это был своего рода эксперимент, который прошел удачно.


- Сколько установок «Да Винчи» в России?


- Около 5, такое направление только начинает развиваться здесь. «Да Винчи» - установки дорогостоящие сами по себе и постоянно требуют дополнительных затрат на обновление. В мире их около 3,5 тысяч, из больше половины — в США, остальные рассредоточены по странам Европы, Азии.


- Чем удобен «робот»?


- Хирург видит все в 12-кратном увеличении, изображение трехмерное в HD качестве. При этом инструменты - «роботические руки» имеют множество степеней свободы, могут двигаться в разных направлениях. Такие маневры не под силам человеческим рукам. Робот, разумеется, не заменяет хирурга, он не оперирует сам, но дает нам возможность выполнять операции с недоступной ранее точностью, гораздно менее травмирует пациента. И роль хирурга меняется из-за появления нового оборудования.

С помощью роботических установок можно лечить целый ряд заболеваний: оперировать рак почки сохраняя при этом орган, рак желудка, рак кишечника и так далее. Отличные результаты мы получаем при операциях в онкоурологии, например по поводу рака простаты, когда нужно удалить пораженную опухолью простату, но при этом не повредить важные нервы и мышечные волокна, отвечающие за эректильную функцию, нормальное мочеиспускание. Все то, что страдает при обычных открытых операциях. Другими словами мы сохраняем мужчнам нормальное качество жизни.

- Рак груди - самое распространенное заболевание у женщин. Если говорить об этом заболевании, всегда ли речь идет об ампутации, как это часто слышим мы в России?


- Сейчас в современных клиниках полное удаление груди применяют редко. Это раньше хирурги уродовали женщин, в борьбе с раком стремились удалить как можно больше тканей, вырезать побольше лимфоузлов, мышц и т.д. Возможно где-то такой подход применяют и сейчас. Но уже доказано, что статистика выживаемости пациенток, подвергшихся радикальной мастэктомии (полное удаление груди и лимфоузлов) и тех, которым сохранили грудь, удалив ли часть груди с опухолью, практически не отличается. Если операция была произведена опытной командой хирургов, в современном госпитале и дальнейшее лечение организовано мультидисциплинированой командой специалистов - патоморфологов, химиотерапевтов, радиологов. Это очень важно, чтобы врачи работали в команде!

Например, мы в 80 процентах случаев грудь не удаляем, если только это не множественные опухоли или если размер опухоли приближается к размеру груди. Но рак груди легко выявить на ранних стадиях. Каждая женщина после 40 должна регулярно посещать маммолога и знать, как осмотреть свою грудь.


- Если продолжать тему онкологии, что бы вы посоветовали казанцам, страдающим раком?


- Лучше обращаться в клиники, которые используют современное оборудование и у которых большой опыт работы в определенных сферах медицины — в данном случае в хирургии, онкологии. Могу сказать пару слов о своей стране — в Турции, в Стамбуле есть очень современные центры по лечению онкологических заболеваний в том числе с участием госпиталей США. И они гораздо более доступны, чем клиники Европы или Израиля. Примечательно, что в этой стране пациент получает сильную защиту, у каждого врача у нас есть страховка профессиональной ответственности. К тому же, россиянам для въезда в страну не нужна виза.
Вы всегда можете обратиться к нам, или моим коллегам бесплатно, прислать свои выписки, заключения. В некоторых городах России у нас есть представительства. Сотрудники бесплатно переведут заключения на английский, направят мне и помогут получить так называемое «второе медицинское мнение».


Надеюсь, данная информация будет полезна читателям. Будем рады помочь тем, кто нуждается в этом!

Напомним, что ранее мы также публиковали интервью с профессором из Стамбула, в котором он рассказал о современных технологиях лечения рака и "кибер-ноже"