Наверх

Заслуженный летчик-испытатель: «Никогда в армии не было вертолетов с номером «13»

Заслуженный летчик-испытатель: «Никогда в армии не было вертолетов с номером «13»
16+
Удивительные истории из жизни казанского пилота, о которых вы наверняка не слышали

Многие из нас каждый день ходят на работу. И практически все могут рассказать удивительные истории о своих профессиональных подвигах и победах. Кто-то вовремя сдал отчеты, кто-то перевыполнил план. Но есть среди нас люди, которые по долгу службы совершают настоящие подвиги. И для них это вполне обыденное явление.

Мы решили встретиться с таким человеком и послушать его малоизвестные, но по-настоящему удивительные истории. Нам "попался" настоящий герой - заслуженный летчик-испытатель РФ, заместитель начальника летно-испытательного комплекса Казанского вертолетного завода Виктор Михайлович Русецкий.

Фото: Денис Петьовка

Виктор Михайлович, в начале года страну потрясла история о людях, замерзших в снежном плену на трассе в Оренбургской области. Нам известно, что вы однажды участвовали в операции по спасению людей из снежного плена на трассе Казань-Набережные Челны. Вы можете рассказать, как это было?

Конечно, могу. Это был март 1994-го года. Нынешний руководитель ГИБДД Татарстана Рифкат Минниханов, в то время он был заместителем руководителя республиканского ГАИ, и руководитель республиканского МВД Кириллов обратились ко мне с просьбой доставить их на трассу, чтобы узнать обстановку и уже потом принимать какие-то меры. Они приехали утром сюда, на завод. Находились прямо здесь и сказали, что им надо долететь до Мамадыша.

То есть вы вообще не должны были никуда лететь в тот день?

Нет конечно! Пурга была очень сильная. Говорят, что мы пережили сильную метель в этом году, но это все глупости, по сравнению с тем, что было тогда! В тот день никакая авиация в казанском "кусте" не летала. Я проанализировал ситуацию и решил все это дело выполнять. Но не я же решаю! Местные казанские диспетчерские службы отказывались меня выпускать. 

Фото из архива Казанского вертолетного завода

И как удалось их убедить? 

Приходилось переходить на наш, русский разговор. Я убеждал, что не хочу лезть "на рожон", что мой уровень квалификации вполне позволяет выполнить полет. Что я готов к полетам в таких условиях, и если у меня что-то не будет получаться, то я просто вернусь на аэродром и выполню посадку. Тем не менее, утром меня никуда не отпустили. И материться пришлось до обеда... (смеется – Прим.ред.)

Тем временем Минниханов и Кириллов, попросившие меня о помощи, поехали на место самостоятельно. Они где-то взяли БТР и смогли добраться на нем лишь до Мамадышского кольца. Мне же спустя несколько часов все-таки удалось получить разрешение на полет. 

Я вылетел с аэродрома КВЗ, забрал руководителей МВД, и мы полетели, чтобы оценить обстановку на месте. Задача была именно такая. Просто оценить обстановку и все.

А они не боялись лететь с вами?

А почему они должны бояться со мной лететь!? Они же военные люди!

Ну проще же сидеть в кабинете и отправить своих подчиненных...

Конечно проще! Но я считаю, что они правильно поступили. Они лично хотели оценить обстановку, поэтому и отправились туда. И надо сказать, метель была страшная, ветер ураганный, поэтому приходилось лететь на максимально низкой высоте, чтобы хоть как-то ориентироваться на местности и найти то место, где стояла техника с людьми.

По крыше красного автобуса марки "Икарус" мы все-таки нашли это место. Сесть было достаточно сложно. Как только мы приземлились, люди сразу же кинулись к вертолету.

Фото: Денис Петьовка

И как они отреагировали на ваше появление?

Как только меня не обзывали, обвиняли в том, что я слишком долго летел, хотя я вообще не должен был там находиться. (смеется – Прим.ред.) Я же сотрудник вертолетного завода, а не спасательной службы. 

Изначально мы планировали забрать лишь женщин, стариков и детей. Но кто там будет обращать на это внимание? Какие там бабушки!? Главное - быстрее залезть. И за собой еще тащить чемодан. (смеется – Прим.ред.) Ведь люди там стояли не первые сутки, им, конечно, подвозили какие-то продукты, но техника туда пройти просто не могла. До такой степени было много снега.

Потом мы стали расставлять людей. Убеждали, что вещи им потом подвезут... Загрузили их по-максимуму. Я знал, что мощности вертолета хватит.

А на каком вертолете вы летали?

На Ми-17. Я сказал людям, чтобы они размещались стоя. А у нас наступала ночь. И я понимал, что ночью никого не найду. Короче, вывез я первую партию. Вернулся за второй. Вывез вторую. За третьей партией уже не успел, поскольку стемнело. В результате насчитали то ли 97, то ли 98 человек. Да, мне еще говорили: "Куда это они у тебя все влезли?" (смеется – Прим.ред.)

На следующее утро погода была ясная, солнце во все небо, и остальных людей эвакуировали те, кто должен был этим заниматься. За эти два рейса мы вывезли тех, кто был готов бросить свой автомобиль. Ведь были и те, кто просто не хотел расставаться со своим имуществом. Ведь в то время автомобили были дОроги, не то что сейчас.

Никто не пострадал?

У меня нет. Я знаю, что с ближайших деревень подвозили продукты и горячее питье. Люди не были брошены. Я не знаю все подробности. У меня была конкретная задача, и я решил, что ее надо выполнить. Да, мне пришлось пойти на определенный риск.

А сегодня к вам не обращаются с подобными просьбами? 

Сейчас есть МЧС. Они оснащены разными специальными средствами. Снегоходами и прочим. А раньше у нас "кулибины" сами делали аэросани. Брали кабину от старого вертолета, ставили двигатель, и готово! Почему в январе не смогли спасти людей, я не знаю. Видимо, были какие-то причины...

Фото: Денис Петьовка

После этого вы общались с теми, кого спасли?

Нет, после того, как мы выгрузили пассажиров, я больше никого не видел. Они и знать-то не знали, кто их вывез. В газете написали, что это был летчик с совершенно другой фамилией. 

А вас благодарили спасенные, когда вы приземлились в Казани?

Какой там!? Как только двери открылись, люди махом "ломанулись" в здание аэровокзала. (смеется – Прим.ред.) Ну, может кто-то что-то и говорил. Я уже и не помню. Когда я прилетел на место, меня какими только словами ни называли. Говорили, что они замерзли и есть давно хотят. Тут дело такое... Да я и не гнался за благодарностью и почестями.

Вы же могли отказаться лететь?

Я мог просто сказать, что это не наше дело. Но я об этом как-то не думал...

Еще один интересный факт в вашей биографии – установка креста в Раифском монастыре. Расскажите, пожалуйста, про эту операцию.

Это что за биография такая? (смеется – Прим.ред.)

В открытых источниках, в интернете есть эта история.

Да, это опять же было не наше дело. После этого креста пошли минареты…. А с этим крестом... Директору завода, Лаврентьеву Александру Петровичу, поступило прошение настоятеля Раифского монастыря, где было сказано, что крест был поврежден в результате урагана, и требовалось установить его на место. Лаврентьев сказал: "Обратитесь к нему. Пусть он решает."

У меня это письмо до сих пор лежит. А сохранил я его потому, что мне за это выписали премию. (смеется – Прим.ред.) Я решил, что мы опять же сможем помочь. После этого полетели на разведку, где я завис над куполом, и мы изучили его. Изучили эту "дырку", куда надо вставить крест. Оказалось, что отверстие для установки креста было диаметром 50 миллиметров. А сам крест, труба, на которой он держится, условно говоря, 49 миллиметров. Высота колокольни 76 метров. Мы никогда не занимались ничем подобным, поэтому совершенно не знали физику образования воздушных потоков над куполом церкви при подлете к нему вертолета. Я вытаскивал из леса вертолеты, делал много чего, но такое было в первый раз. 

Фото из архива Казанского вертолетного завода: установка креста на колокольне Раифского монастыря

Других способов установки не было? Только вертолет?

В то время не было высотных кранов, а устанавливать строительные леса такой высоты было очень дорого, поэтому вариантов, кроме установки вертолетом, просто не было. Да и все же думают, что вертолет - это просто. Прилетел - поставил, и все дела! (смеется – Прим.ред.)

Мы  закупили альпинистские веревки, чтобы после установки креста их можно было срезать. Стандартное оборудование для транспортировки грузов вертолетом – металлические тросы, а их использовать мы не могли. Площадку для старта определили лишь на другом конце озера. И вот мы отправились работать...

Как только мы начали зависать над куполом, поняли, что отраженные потоки начали раскачивать этот крест на длину всей веревки. Мы меняли длину веревки, делали несколько заходов.

После нескольких заходов я уже перестал верить в успех всего мероприятия. И в тот момент, когда казалось, что уже ничего не получится, ко мне подошел, покойный ныне инженер Сорокин Евгений Георгиевич, который был человеком верующим, и попросил: "Слушай, ну сделай еще один заход?" И мы решили сделать крайний заход.

И что, получилось?

Да, он оказался удачным. Перед этим крайним заходом мы решили сделать небольшую металлическую воронку. Конечно, она сильно не спасала, это был "мизер", ведь по нормативам погрешность приземления груза составляет "плюс/минус 20 метров". А у нас речь шла о сантиметрах. Тем более, что был риск разрушить купол крестом.

Но при очередной попытке все-таки удалось поставить крест на место. Это я понял, увидев, как монах почти выпрыгнул из рясы от радости. (смеется – Прим.ред.) Я дал команду: "Режь!". И в этот момент у меня возникло чувство какой-то легкости. А самое интересное заключалось в том, что крест встал строго, в соответствии с канонами. То есть смотрел в «нужные» стороны света. Ну, и после этой операции случилась история с установкой минарета в Болгаре...

Фото: Денис Петьовка

Расскажите, пожалуйста, про нее. Как это было?

Здесь сложность была в том, что минарет весил 3 тонны, а сроки были довольно сжатые, ведь работы должны были быть закончены до церемонии открытия на которую пригласили иностранных гостей. И меня, как "специалиста" в таких делах позвали. И сделать все надо было быстро. Тем не менее, минарет поставили четко. Не с первой попытки, но все же. И вот вышел я из вертолета, присел на траву, как тут же прибегает бабка и на меня: "Ах ты такой-сякой! Ты мне все сено разворотил в огороде!". Сижу и думаю: "Вот вроде святое дело делаю, а опять "по шапке" получил..." (смеется – Прим.ред.)

Ну это ладно. Минарет поставили, установили еще дополнительно на него полумесяц. Минарет был серого цвета. Но после церемонии открытия мечети, оказалось, что он должен быть не такой. Он должен быть позолоченый. И приходит команда его снова снимать. А он же приварен капитально! И Минтимер Шарипович мне говорит: "Ты ставил - ты и снимай!". Ну куда было мне деваться? (смеется – Прим.ред.) Сняли мы этот минарет. И его отправили обшивать позолоченными пластинами.

Прошло время.  Оказалось, что минарет стал весить 4 тонны. То есть на 1 тонну больше, чем он был изначально. И еще его нельзя было ставить на землю, чтобы не погнуть пластины...

Фото из архива Казанского вертолетного завода: установка минарета в Болгаре

То есть вам давалась одна попытка? 

Да, мне один из наших инженеров так и сказал: "У тебя одна попытка. Или ты ставишь, или этого минарета просто не будет." Но эта попытка, как говорится, "оказалась удачной". Подходили несколько раз. И, наконец, я сказал: "Сейчас поставлю" - и поставил. Хотя, конечно, это не моя работа...

Фото из архива Казанского вертолетного завода: пресс-конференция после первого подъема в воздух вертолёта Ансат , 1999 г. Ансат поднимал в воздух Виктор Русецкий.

А вы как-то готовитесь к подобным подвигам? Что вы ощущаете накануне дней, когда предстоит ответственная работа?

Ощущаю хорошо... Конечно же, много приходится раздумывать, просчитывать все возможные варианты. Но все не продумаешь. Это невозможно. И это никакие не подвиги. Это скорее благотворительность...

Фото: Денис Петьовка

Вы несколько раз вместо слова "последний" произносили слово "крайний". Расскажите про суеверия, которые присущи пилотам. Они вообще существуют?

"Последний полет" бывает когда уносят на Самосыровское кладбище... (смеется – Прим.ред.) Это не совсем суеверия, скорее определённая осторожность. Я летал в армии почти 15 лет. В то время у нас каждый месяц был день авиации. Строго. Один день в месяц просто не было полетов. Никаких. И день этот был - 13-е число каждого месяца. И еще в этот день выдавали зарплату. Всегда! (смеется – Прим.ред.) Поэтому этот день назывался "днем авиации". Также, никогда в армии не было вертолетов с бортовым номером "13". Никогда! И даже здесь, на заводе, у нас нет 13-й бригады. Есть 12-я, есть 14-я, а 13-й нет... Хотя, раньше была и 13-я...

Виктор Михайлович, последний вопрос. Как сделать из ребенка летчика? И вообще, рекомендуете вы выбирать такую профессию?

Ребенок должен меньше сидеть за компьютером, а больше находиться на улице, быть здоровым и уметь бегло считать до 10-ти. (смеется – Прим.ред.)

Фото из архива Казанского вертолетного завода

А судьба летчика - завидная?

Помните, какие профессии были популярны совсем недавно? Менеджеры! А кто такой менеджер? Это человек без специальности, он не специалист. Как тот дядька, который продавал слона. Я помню 1961-й год, когда детей называли Юрами, пацаны в деревнях надевали кастрюльки на голову. Я помню это время. Было время, когда вертолетных училищ было множество. Их строили, в них готовили специалистов... А потом их расформировали. И в результате столкнулись с проблемой, когда специалистов не стало хватать. Начали привлекать абитуриентов, но оказалось, что нет учителей, которые могли бы научить этих абитуриентов. Вот проблема! Хотя сейчас и зарплата нормальная. Хотя в наше время мотивация была иная.

Надеюсь, что эта ситуация будет выправляться, а авиация начнет возрождаться. К слову, на нашем заводе самый лучший летный состав во всей экспериментальной авиации. Завод не жалеет денег на обучение. Я лично набираю летчиков. И хочется, чтобы люди были хорошие. Бывает, что специалист хороший, а как человек, извините, дерьмо! А миллионы на его подготовку затратили... а работать с ним невозможно… 

Побеседовав с нами, Виктор Михайлович начал готовиться к очередному полету. Полету на вертолете, который для большинства людей стал бы невероятным и запоминающимся событием в жизни. Событием, которое осталось бы в памяти навсегда, о котором бы хотелось рассказать всем друзям и знакомым. Для Виктора Русецкого - это обычный рабочий день, каких в его удивительной биографии тысячи...

Максим Прозоров, 23.02.2016, 12:13
Тэги: Казанцы, Интервью, Это интересно
Нашли ошибку? Выделите фразу и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

гаражанин23 февраля 2016, 18:34
Героями не рождаются - героями становятся.
Лучший комментарий
Согласны с автором?
Горожанин29 февраля 2016, 09:36
Какие вертолеты если идиоты кругом
Согласны с автором?
Геннадий Влександрович01 марта 2016, 17:15
Виктор Михалыч! Нельзя перегружать борт. Центровка нарушается.
Согласны с автором?

Добавить комментарий

Внимание! Правилами сайта запрещается использовать мат и высказываться оскорбительно по отношению к другим людям

или авторизуйтесь

  Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> и ссылки http://youtube.com/watch?v=VIDEO
Прикрепите фотографии (jpg, gif и png)
Внимание! Совершая любые действия на сайте, вы принимаете условия «Cоглашения»

В каких странах вам больше всего нравится отдыхать?

До окончания голосования осталось:
Турция/ЕгипетДоминикана/Мальдивы/КубаИспания
Голосов: 195
Голосовать
Голосов: 92
Голосовать
Голосов: 114
Голосовать
ТаиландРоссияСША
Голосов: 56
Голосовать
Голосов: 497
Голосовать
Голосов: 19
Голосовать
Учредитель ООО «Проказан». Cвидетельство о регистрации www.ProKazan.ru ЭЛ № ФС77-44757 от 25.04.2011, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Директор: Кривокорытов Антон Викторович. Главный редактор: Потехина Евгения Александровна.
Редакция портала ProKazan.ru 519-4-519
420066, г. Казань, ул. Декабристов, 2
E-mail: news@prokazan.ru
Предложить свою новость
Редакция газеты "Город" +7(843) 519-45-00
Размещение рекламы в газете «Город»
+7(917)694-22-95, UMedia.pro
Отдел службы распространения:
+7 937 285 87 59, dostavka@prokazan.ru
Размещение рекламы на сайте ProKazan.ru
+7 (843) 519-45-09, +7 (917) 879-62-89,
dinara@prokazan.ru
Расценки на размещение рекламы
Технические требования для баннеров Требования для рекламных статей
При частичном или полном воспроизведении материалов новостного портала www.ProKazan.ru в печатных изданиях, а также теле- радиосообщениях ссылка на издание обязательна. При использовании в Интернет-изданиях прямая гиперссылка на ресурс обязательна. Использование эксклюзивных фотографий портала без разрешения редакции запрещено, в случае нарушения данных требований будут применены нормы законодательства РФ. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте ProKazan.ru и его субдоменах.
Материалы, отмеченные знаком , размещены на коммерческой основе (реклама). Возрастная категория сайта 16+
Городской портал Казани — ProKazan.ru © 2009-2016
Портал работает по технологии «ProSmi» © 2012-2016
U-media Рейтинг@Mail.ru
Роллы и пицца с доставкой
Вкусно и почти даром!
Установка пластиковых окон
Каталог лучших предложений
Лучшие предложения по
строительству домов и дач
Медицинские
центры Казани