Обыски и изъятие документов: как в Татарстане борются с серыми схемами бизнеса

По оценкам Росфинмониторинга, теневой сектор экономики в 2018 году составил 20 трлн рублей. Государство это крайне не устраивает. Нынешний год будет годом «зачисток» теневого сектора, в том числе «особо подозрительных» отраслевых направлениий. К примеру логистика. В Набережных Челнах процесс по перевозчикам набирает обороты.

Ещё один логистический оператор Татарстана на данный момент под подозрением в работе с «серыми» схемами. На этот раз большие вопросы государства обращены к компании О2, где накануне прошли обыски и была изъята финансовая документация.

Как компании уклоняются от уплаты налогов

Схема уклонения от уплаты налогов стандартна: заключение договоров на неоказанные услуги – так занижается выручка (сокращается налог на прибыль) и незаконно возмещается НДС. Стоит заметить, что О2 уже были в поле зрения Следственного комитета в связи с расследованием в отношении ТК «Олимп». В 2018 году компания не смогла ничего противопоставить доводам налоговиков и погасила 58 млн рублей налоговых претензий по искусственному занижению выручки, но далее вскрылась и схема с НДС – обыски и выемки возобновились в 2019 году.

Интересно, что у ТК «Олимп» и О2 одни и те же собственники: Олег Емельянов и Олег Антипов. Совокупно на двоих перевозчиков приходится примерно 700 машин, что составляет достаточно крупный бизнес, обросший в том числе и серьезными партнерами и контрагентами - ММК и КМК, РЖД, DHL.

Подобные случаи в регионе

Правоохранительные органы уже «набили руку» на аналогичных делах. В регионе, помимо «Олимпа» и О2, под подозрение попадала компания «Интек и Ко» в Челнах, и,естественно, серьёзный перевозчик «ЛидерТранс» (от 600 до 1000 машин, по разным оценкам), где возможный ущерб государству оценивался почти не в 1 млрд рублей, а глава компании сбежал за границу, не дожидаясь посадки. В данной связи звенья цепи тянутся одно за другое, так как и методы воплощения схем одни и те же, и фирмы, «засветившиеся» в них. К примеру, лизинговая компания «Крафт Лизинг» инициировала банкротство «Интек и КО» за долг в 369 тысяч рублей.

Следствие считает, лизинговые схемы, априори убыточные сделки целого ряда перевозчиков связанных воедино – речь о намеренном сговоре десятков компаний в целях ухода от налогов и получения незаконной прибыли. Государству легче, раскрутив одно звено, выявить остальные.

По данным следствия, контрагентами проблемных перевозчиков выступали компании «Автоснабинвест», «Авалон-Ч», «Авекс Групп», «Транскомресурс», «Веландтрак», «Юджинлогистик», «Перспектива», «Партнер», «Вильдана», «Урман», «Алмаз», «Пантера», «Малахит», «Дом Мечты», «МЕЛС», «Автоснаб-С», «Купи Оптом», «Авто Лига», «Интера» и др.

Развитие уголовного дела по О2 и вскрытие «липовых» контрагентов компании могут выявить и возможные схемы у других транспортных компаний региона. В Набережных Челнах сегодня зарегистрированы очень многие «транспортники». Как крупные с более чем сотней машин (ДЕЛКО – по разным данным от 1000 до 1600 машин, Альянс ТК – около 200, Феникс ТФК – около 150) , так и мелкие и средние с несколькими десятками ТС на балансе (Р Транс, ТрансРеалГаз, Автоком НЧ, Автолидер, Камтранс, ТМК Групп и др).

А что клиенты?

Данные Росфинмониторинга о 20 трлн рублей теневой (необлагаемой налогами) экономики - прямой целевой ориентир для налоговиков. Причем в зоне риска оказываются далеко не только сами «схематозники», а их клиенты. Если транспортная компания – оптимизатор по НДС, то у грузоотправителя автоматически могут возникнуть вопросы с доначислениями. А суммы могут доходить до сотен миллионов рублей. И тем, кто не обналичивал деньги через логистов и не занижал прибыль, нечего бояться сопутствующих проверок госорганов – однако встает вопрос исполнения контрактов бизнеса, завязанных на поставки товаров.

Дело в том, что следом за правоохранителями к собственникам транспортных компаний, в отношении которых возбуждены дела, приходят лизингодатели, кредиторы, и поставщики в попытке получить свои деньги. Всего пара месяцев пропущенных платежей – уже является поводом для лизингодателя изымать технику. А как показала практика одного из крупнейших рухнувших перевозчиков - РАТЭК, владельцы арендованных компанией складских площадей просто-напросто закрывали свои склады и не отдавали грузы получателям или владельцам до погашения долга за аренду. Более того, выдачу грузов делали платной – даже тех, которые еще не отправлены. Сами доставки, разумеется, «подвисали» на неопределенный срок. Сотрудники попрощались с надеждами на выплату зарплат, да еще и становились «крайними» для вымещения гнева «кинутых» клиентов. При этом даже когда проблемы в компании уже начались, она по-прежнему принимала грузы к отправке и оплату за доставку. Некоторые отправители просто лишились своих грузов, - возможный вариант, что имущество на складах было присвоено кредиторами. А некоторые компании, соответственно, сорвали контракты с партнерами и понесли расходы на выплату неустойки.

Имели место и относительно удачные истории – когда компании-отправителю удалось за один-два месяца разыскать свой груз и доставить его силами других ТК. Предупрежден – значит вооружен. Еще один «звоночек» - иногда фирма, готовящаяся к банкротству, делает последнюю попытку собрать деньги с рынка и объявляет аукцион неслыханной щедрости – очень выгодное ценовое предложение по доставке.

Понятно, что оптимизировать расходы хотят все (и грузоотправители в том числе), но ценой ли возможных собственных убытков? Сегодня «котом в мешке» может стать, пожалуй, любая компания. Однако избегать сделок с заведомо «токсичными» компаниями – это скорее разумная предосторожность, нежели упущенная выгода.