Наверх
Реклама

Горизонты человеческого измерения в XXI веке: Великий Шелковый Путь

 Горизонты человеческого измерения в XXI веке:  Великий Шелковый Путь

Способность каждого нового поколения находить в прошлом ответы на то как строить будущее, всегда была связана с изменением вектора исторического зрения. Понимание, что «новое – это хорошо забытое старое», существовало всегда, но возрождение таких архаичных явлений как «Великий Шелковый Путь» позволяет говорить о некой закономерности: цикличности трендов развития.

С чем связана эта цикличность? С ритмами истории как процесса, с интеграцией, возрождающей и разрушающей великие империи по всему миру? Великий Шелковый Путь растворялся в пыли многочисленных дорог и пене океанских волн, возрождаясь вновь и вновь, поражая самое смелое воображение своими масштабами и способностью отвечать задачам разных эпох, экономическим интересам империй Востока и Запада.

Цикличность его функционирования зависела от геополитической обстановки в Евразии являясь отражением возникновения и распада великих империй. Важную роль наряду со сменяющими друг друга во времени империями Китая играли Римская Империя, в период раннего средневековья Арабский Халифат (который кстати превосходил по масштабам и организации транзитных торговых городов Римскую Империю), начиная с XV века Османская империя. Вместе с тем, сегодня для нас совершенно очевидно, что Великий Шелковый Путь – это не только техническое сооружение прошлого, а, прежде всего, коммуникация, заложившая основы конструирования экономики в XXI веке.

Окидывая единым взглядом тысячелетия формирования Евразийской общности народов на дорогах от Китая до Великобритании, мы наблюдаем как вопреки всем границам, народы мира из поколения в поколение строили единый евразийский ареал культур, обмениваясь не только предметами первой необходимости, но и произведениями искусства, умением говорить на языке поэзии и музыки.

На Великом Шелковом Пути все пили воду из одного источника и говорили на одном языке – языке своих культур, своих творческих устремлений, своей мечты. Это были диалоги, которые не прерывались тысячелетиями, и сегодня они могут стать основой формирования единого Евразийского пространства.

II

Функционирование Великого Шелкового Пути имеет четыре основные цикла, которые во многом определили развитие мировой экономики, привнеся тенденции интеграции рынков в мир XXI века.

Начальный этап функционирования Великого шелкового Пути восходит к временам Китайской империи Цинь. Основанная в 221 г. до н. э. как первое в истории Китая централизованное государство, империя Цинь  обозначила свои приоритеты, среди которых одно из главных мест занимала торговая экспансия на Запад. В течении ста лет шел процесс накопления имперских традиций, связанных с крупнейшей экономической экспансией в древности, обозначением и изучением торговых путей.

Согласно историческим источникам первый караван с шелком и бронзовыми зеркалами вышел из Китая в Центральную Азию в 121 г до н.э.  Далее процесс формирования торговых путей шел с возрастающей интенсивностью и в конце II века до н.э. Великий Шелковый Путь достиг Средиземноморья.

На рубеже новой эры Шелковый путь становится основным коммуникационным каркасом древнего мира.

Впервые китайский шелк появился в Риме при императоре Августе. Этот шелк, приравниваемый по цене к золоту, выкачивал из Римской империи огромные средства. В дальнейшем кризис античного общества и натурализация экономики в Европе привели к упадку торговли. Как правило, товары доходили только до Византии.
 

Второй этап функционирования Великого шелкового пути начинается после 500-летнего перерыва, когда вновь начинают обозначаться уже казалось потухшие костры на века протоптанных дорогах. Больше того, активно осваиваются морские направления, которым суждено стать Морским Шелковым Путем.

Этот путь прокладывают не только китайские, но, в значительной мере, арабские и европейские мореходы. По-прежнему, как и в древнем мире, шелк оставался   самым ходовым и желанным товаром для аристократии.

Необычайно высокий спрос превратил шелк в международную валюту. Через Герат купцы получали выход в Персию к берегам Аравийского моря или через Нишапур в Константинополь, Антиохию  и Каир. Другой маршрут Великого шелкового пути пролегал через Турфан на Самарканд и Бухару, далее к Византии через Нишапур или при неблагоприятной геополитической обстановке окольная дорога шла через низовья Волги и Дона или через Кавказ к Трапезунду, откуда купцы плыли в Константинополь. В конце VI века евразийский торговый путь между Византией и Китаем пролегал через Великий Тюркский каганат, Хорезм или Государство Сасанидов. В первой половине VIII века западные торговые коммуникации Великого Шелкового Пути попали под контроль Арабского халифата, распад которого явился таким же фактором стагнации, как и гибель Римской Империи в древности.
 

Третий этап функционирования Великого Шелкового Пути берет свое начало в XV веке, когда Китай, создавший мощный морской флот, становится мировой державой, возвращая себе статус империи. Это время, когда оживление торговых отношений между Китаем и странами Персидского залива достигает своего апогея меняя векторы перемещения грузов в сторону Морского Шелкового Пути.

Морской путь из Китая в Персидский залив занимал в два раза меньше времени, чем сухопутный. Его можно было пройти за 150 дней, в то время как сухопутный составляя более 7 тыс. километров требовал почти год. Одно морское судно могло перевозить товаров эквивалентных каравану в тысячу верблюдов. Так начался многовековой закат сухопутного Великого Шелкового пути.

Китайская империя в своей реконструкции Великого Шелкового Пути была не одинока. На встречу имперским устремлениям Китая был брошен колоссальный экономический ресурс Османской Империи, которая в тот период располагалась на землях трех континентов и берегах морей Атлантического и Индийского океанов.

Географические контуры Османской империи в период наивысшего расцвета свидетельствовали об уникальном коммуникационном каркасе державы, открытом к внешнему миру. Здесь не только эффективно использовались исторические сухопутные   и морские торговые пути, но и предпринимались попытки создать новые.

В XVI веке турки планировали построить канал Дон — Волга. Он должен был соединить    Черное море с Каспийским и возродить Великий шелковый путь на участке между Центральной Азией и Крымом.

Четвертый этап функционирования Великого Шелкового Пути начинается в наши дни. Мировая экономика переживает кризис за кризисом. Доминирующая Евро-атлантическая цивилизация превращается из умелого политического игрока на «шахматной доске» глобальной геополитики в игрока в кости, предпочитая логику развития спонтанному бою с тенью. Отсюда Ирак, Ливия, Сирия…Украина, где фашизм объявлен чуть ли не национальной идеей. Трагедии целых народов под соусом демократических преобразований.

На фоне всего этого театра абсурда как голос Высшего Разума прозвучала инициатива китайского руководства о создании Нового Шелкового Пути. Сказать, что это на сегодня самый эффективный тренд развития - значит ничего не сказать.

Некогда рабочая конструкция Китайской империи обретает сегодня новый смысл глобального коммуникатора экономики и культуры.

В первую очередь в глаза бросается не колоссальный объем инвестиций и размах китайской мечты.

Китай стремится не просто воссоздать «Шелковый путь», но строит амбициозные планы его расширения до глобальной экономической паутины коммуникаций. Для этого он построит тысячи мостов, дорог, железнодорожных путей и портов в Средней Азии и на Ближнем Востоке. На эти цели уже выделено 40 миллиардов долларов инвестиций.
 Впрочем, единственного шелкового пути никогда не существовало: Путей, в том числе морских было столько же, сколько и эпох его функционирования. Писатели вроде Пьера Лоти ярко описывают феерии этой паутины дорог, базары и впечатляющие достижения. Дело в том, что путь преодолевал войны, границы и физические пределы (в первую очередь Гималаи). Сегодня Пекин решил воссоздать конструкцию Великого Шелкового Пути взяв за основу два основных направления: сухопутное и морское.

Сухопутный маршрут Великого Шелкового Пути должен пройти по исторически сложившимся дорогам. Его точный маршрут все еще обсуждается, но отправной точкой должен стать Синьцзян-Уйгурский автономный район. Далее идут Казахстан, Средняя Азия, северный Иран, Ирак, Сирия, Турция и Европа. Путь продолжится в Болгарии, Румынии, Чешской Республике и Германии. Конечной точкой должна стать Венеция, словно дань заслугам венецианских купцов и, прежде всего, Марко Поло.

Второй маршрут называется «Морской шелковый путь XXI века».   Путь из Азии в Европу начнется в крупных китайских портах (Гуанчжоу и Кантон) и пройдет через Таиланд, Вьетнам, Малайзию, Сингапур и Индонезию. Далее Индийский океан, Красное море, Персидский залив, Суэцкий канал и Средиземное море. У маршрута может быть и ответвление в сторону Африки, например, с заходом в Кению.

Оба пути, морской и сухопутный, сойдутся в Венеции.

III

ВЕКТОР СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ КИТАЯ

И АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА

 Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива уже более 10 лет возглавляет список крупнейших торговых партнеров Китая в регионе. В этот политический и экономический блок входят Объединенные Арабские Эмираты, а также Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар.

В последние годы Председатель КНР Си Цзиньпин, премьер Госсовета КНР Ли Кэцян и другие государственные руководители нанесли визиты в более чем 20 государств, на встречах с руководителями которых было всесторонне разъяснены основные смыслыи целеполагание инициативы «Одного пояса и одного пути». 

На сегодняшний день успешно функционируют Китайско-арабский совет предпринимателей, Научно-дискуссионный форум по китайско-арабским отношениям и цивилизационному взаимодействию, Китайско-арабский совет дружбы, Китайско-арабский совет по сотрудничеству в области ресурсов, Китайско-арабский новостной форум, Китайско-арабский комитет по сотрудничеству в области культуры.

Важно отметить, что по всем направлениям в рамках Совета сотрудничества идет большая плодотворная работа. В этом направлении в ОАЭ идет активная работа. В 2017 году Китай поднялся в рейтинге ключевых направляющих рынков для туристической индустрии Дубая, и впервые вошёл в первую четвёрку списка. Первым важным шагом в плане сближения двух стран было решения руководства ОАЭ о том, что гости из Китая могут получать въездные визы в ОАЭ по прибытии в страну.

 Вместе с тем, в рамках Китайско-арабского комитета по культуре до последнего времени не было проектов, способных показать в широкой исторической перспективе важность Морского Шелкового Пути, который мог бы стать не только экономическим, но, и крупнейшим в мире туристическим маршрутом между Китаем м странами Ближнего Востока.

В процессе сближения Китая м ОАЭ значительную роль  должны иметь Кинопроектывизуализации Морского Шелкового Пути в XXI веке, несущие в себе научное понимание путей Евразийской интеграции в прошлом, настоящем и будущем.

Сегодня Морской Шелковый Путь дается в нескольких вариантах, т. к. теоретики воссоздания этого пути в XXI веке игнорируют его основное направление: из Китая через Персидский залив в Европу.  В этой связи, Кинопроект, который разрабатывается Евразийской Академией Телевидения и Радио (ЕАТР), холдингом компаний «ДАН»(возглавляемую академиком ЕАТР ИсмагиломШангареевым)  по созданию телесериала «Путешествие Синдбада-морехода в XXI век», может стать важным документом для принятия решений, позволит исторически обосновано включить страны Арабского мира в систему действий по формированию «Одного пояса и одного пути». 

Объединенные Арабские Эмираты являются безусловным лидером в создании совместных проектов по всем основным направлениям сотрудничества с Китаем. Достаточно сказать, что официальный визит (декабрь 2015 г.)Наследного принца Абу-Даби и заместителя верховного главнокомандующего вооруженными силами ОАЭ шейха Мухаммед бен Заед Аль Нахайянобозначил новую веху активизации и расширению торгово-экономического, социального и культурного сотрудничества между двумя странами, а также сотрудничества в промышленной и инвестиционной сферах.

Председатель КНР Си Цзиньпин и наследный принц Абу-Даби ОАЭ шейх Мухаммед бен Заид Аль Нахайяна

Важным практическим шагом стало создание совместного с Китаем   Фонда стратегических инвестиций объемом в 10 миллиардов долларов. Нельзя не отметить, что о создании Фонда было объявлено в ходе переговоров председателя КНР Си Цзиньпина и наследного принца Абу-Даби ОАЭ шейха Мухаммеда бен Заида Аль Нахайяна в Пекине.

В арабском мире высоко оценивают китайский проект «Новый Шелковый Путь», в котором органично соединены экономика, экология и развитие единых телекоммуникаций. Поворот китайской стратегии (она долгое время ориентировалась на внутренний рынок) в сторону инвестиций на континенте тоже представляется вполне обоснованным. 

В печати, правда проскальзывают заявления о  ностальгии китайского руководства по имперским временам, желанию вернуться к эпохам до западного господства и появления американской державы. Время покажет.   Западные скептики отмечают, что само название «шелковый путь» является современным образованием.

Арабский мир напротив, видит в сотрудничестве с Китаем историческую целесообразность, возрождение славных времен арабских покорителей морей.

Сами китайцы оценивают свой проект как проявление «мягкой силы», в основе которой поток инвестиций во все сферы жизни. И, видимо, не случайно, телекоммуникационная сфера входит в число приоритетных направлений проекта. Так, например, Кантонская компания Huawei намеревается воспользоваться Шелковым путем для распространения своего влияния по всей Средней Азии и Арабскому Востоку. Huawei планирует активно взяться за дело и построить инфраструктуру во всех странах, через которые будет двигаться путь. Связь будет осуществляться не только по суше и морю, с помощью волн и облачных сервисов. В работе над визуализацией Морского Шелкового Пути, как было уже отмечено, принимают участие и бизнес структуры из ОАЭ, в частности группа компаний «ДАН», которые активно проводят идеи создания нового туристического маршрута по легендарным морским путям, проложенным еще капитаном Синдбадом (имеется ввиду собирательный образ арабских и китайских мореходов).

Управлять теченьем мыслей самый реальный способ добиться успеха там, где грубая сила несет одни лишь разрушения.

Арабский мир принимает правила игры «Нового шелкового пути» отдавая должное эффективности «мягкой силы», но при этом твердо стоит на платформе своих исторических традиций, ведя свою самостоятельную политику в принятии китайских инициатив.

Так во времени, волею исторических судеб наследники Китайских империй ведут новый диалог с наследниками Великой Мусульманской империи, и прошлое вновь оживает на проложенных тысячелетия назад дорогах Великого Шелкового Пути.

Автор Исмагил Шангареев

ProKazan.ru, 18.10.2017, 16:16

Нашли ошибку? Выделите фразу и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

Горожанин18 октября 2017, 16:36
Во мире день бани все в этот моються отмываються в этот день 18 октября
Согласны с автором?
Пользователи сочли этот комментарий бесполезным и мы его скрыли. Показать
Горожанин19 октября 2017, 11:50
в 20 веке весь мир говорил по-английски, такими темпами развития Китая наверное скоро придется как второй язык учить уже китайский...
Согласны с автором?
Горожанин23 октября 2017, 22:12
Проказан, какое отношение сия статья имеет к Казани?
Согласны с автором?
Горожанин25 октября 2017, 09:35
бред какой то, не осилил.
Согласны с автором?

Добавить комментарий

Внимание! Правилами сайта запрещается использовать мат и высказываться оскорбительно по отношению к другим людям

или авторизуйтесь

  Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> и ссылки http://youtube.com/watch?v=VIDEO
Прикрепите фотографии (jpg, gif и png)
Внимание! Совершая любые действия на сайте, вы принимаете условия «Cоглашения»

Правильно ли насильно высаживать пассажира-безбилетника из общественного транспорта?

До окончания голосования осталось:
Да, пассажир обязан заплатить за проездНет, кондуктор или водитель не имеют право применять физическую силу к пассажиру-зайцуЯ не пользуюсь общественным транспортом
Голосов: 26
Голосовать
Голосов: 55
Голосовать
Голосов: 4
Голосовать
Учредитель ООО «Проказан». Cвидетельство о регистрации www.ProKazan.ru ЭЛ № ФС77-44757 от 25.04.2011, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Директор: Кривокорытов Антон Викторович. Главный редактор: Потехина Евгения Александровна.
Редакция портала ProKazan.ru 519-45-09
420066, г. Казань, ул. Декабристов, 2
E-mail: news@prokazan.ru
Предложить свою новость
Редакция газеты "Город" +7(843) 519-45-00
Размещение рекламы в газете «Город»
+7(917)694-22-95, UMedia.pro
Отдел службы распространения:
+7 937 285 87 59, dostavka@prokazan.ru
Размещение рекламы на сайте ProKazan.ru
+7 917 911 22 52,
andrey@prokazan.ru
Расценки на размещение рекламы
Технические требования для баннеров Требования для рекламных статей
При частичном или полном воспроизведении материалов новостного портала www.ProKazan.ru в печатных изданиях, а также теле- радиосообщениях ссылка на издание обязательна. При использовании в Интернет-изданиях прямая гиперссылка на ресурс обязательна. Использование эксклюзивных фотографий портала без разрешения редакции запрещено, в случае нарушения данных требований будут применены нормы законодательства РФ. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте ProKazan.ru и его субдоменах.
Материалы, отмеченные знаком , размещены на коммерческой основе (реклама). Возрастная категория сайта 16+
Городской портал Казани — ProKazan.ru © 2009-2016
Портал работает по технологии «ProSmi» © 2012-2016
U-media Рейтинг@Mail.ru